Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Boom metrics
Авто14 марта 2016 16:00

Бу Андерссон уходит в отставку с поста главы АВТОВАЗа

Он не стал дожидаться, пока ему назначат преемника
Бу Андерссон на ижевском предприятии перед запуском в серию Lada Vesta.

Бу Андерссон на ижевском предприятии перед запуском в серию Lada Vesta.

Фото: Андрей ГРЕЧАННИК

Президент АВТОВАЗа Бу Андерссон написал заявление об увольнении, не дождавшись собрания совета директоров, намеченного на 15 марта. Уже вся страна знает, что на совете планируется решить вопрос об отставке шведа и назначении нового руководителя предприятия. О своем заявлении Бу Андерссон рассказал сотрудникам предприятия на встрече, посвященной выполнению коллективного договора, об этом пишут «Ведомости». По их данным, Андерссон рассказал, что проработает на заводе до 7 апреля, чтобы передать дела преемнику. А затем уедет из России и покинет альянсе Renault-Nissan: будет работать в другой стране, в крупной частной компании, уточняет один из собеседников. Андерссон не будет работать в альянсе Renault-Nissan, сообщил «Ведомостям» представитель альянса.

Пока что ни представители «Ростеха», совладельца АВТОВАЗа с российской стороны, ни представители альянса Renault-Nissan подробности предстоящего ухода Бу Андерссона не раскрывают. О личности преемника пока тоже остается только гадать. Похоже, это будет человек альянса, кто-то из иностранцев, возглавляющих крупные подразделения в компаниях Renault, Nissan или Dacia. Возможно, и схема управления изменится. Они не дадут всю власть в одни руки, назначив руководителя от Renault-Nissan и присматривающего за его действиями человека «Ростеха».

НАША СПРАВКА

Первый варяг российского автопрома

Бу Инге Андерссон - швед, бывший военный, дослужившийся до чина майора. Ему сейчас 60 лет, в течение почти 30 из них он работает в автобизнесе. И карьера его была успешной: уже в 1990 году был назначен вице-президентом компании SAAB по закупкам. Работа с поставщиками комплектующих на сборочный конвейер - это его «конек», потому что 2007 по 2009 годы он был вице-президентом американской General Motors по глобальной политике закупок и развитию сети поставщиков.

Вот с таким «багажом» он и приехал в Россию, возглавив «Группу ГАЗ». Нижегородское автопредприятие тогда было в весьма плачевном состоянии. Это Бу Андерссон свернул на ГАЗе собственное легковое производство, прекратив приносящий убытки выпуск непопулярного седана Volga Siber. Вместо этого на «легковых» мощностях предприятия начали контрактную сборку легковушек Volkswagen, Skoda, Chevrolet.

Само же предприятие сосредоточилось на выпуске коммерческих автомобилей, в серию пошла сначала обновленная «Газель-Бизнес», а потом новая «Газель-NEXT». В 2012 году «Группа ГАЗ» получила чистую прибыль в 8,8 миллиарда рублей. Но еще раньше Бу Андерссон был признан на международном автомобильном форуме Адама Смита «Лучшим руководителем 2010 года» в российской автомобильной промышленности.

На АВТОВАЗЕ Бу Андерссон появился в конце 2013 года, когда совет директоров утвердил его президентом. В должность он вступил чуть больше двух лет назад - в январе 2014 года.

Новая метла тут же начала по-новому мести. Штат начальников он сократил почти на половину, служебные иномарки распорядился продать, а руководство пересадил на «Лады». На самом производстве навел порядок: рабочие места были стандартизированы, туалеты отремонтированы, на конвейерах внедрены стандарты качества альянса Renault-Nissan (поскольку сборка иномарок и «Лад» производится на общих конвейерных линиях), численность рабочих за два года сократили на 35% (с 77 до 44 тысяч человек).

Теперь инструмент на сборочном посту рабочего лежит на строго отведенных местах.

Теперь инструмент на сборочном посту рабочего лежит на строго отведенных местах.

Фото: Андрей ГРЕЧАННИК

Так проходят знаменитые утренние (в 6.45!) планерки для руководителей производств в сборочном цехе. Раньше начальники в цехах появлялись лишь в особых случаях.

Так проходят знаменитые утренние (в 6.45!) планерки для руководителей производств в сборочном цехе. Раньше начальники в цехах появлялись лишь в особых случаях.

Фото: Андрей ГРЕЧАННИК

Первое обновление модельного ряда при Андерссоне коснулось прежних моделей. Появились псевдовнедорожные версии Cross для «Калины» и «Ларгуса». Добившись снижения себестоимости сборки каждой машины при повышении качества этой сборки, он «переключился» на поставщиков. По словам самого Андерссона, его целью было обеспечение конвейера качественными комплектующими на самых выгодных для АВТОВАЗа условиях. Вот тут и начались конфликты. В результате этой войны Андерссон оказался не мил руководству «Ростеха». Основная суть претензий: он отвернулся от российских поставщиков, чрезмерно «увлекся» закупкой иностранных комплектующих для абсолютно новых моделей LADA - Vesta и XRAY. Убыток АВТОВАЗа за 2015 год в 74 млрд рублей завершил дело: акционеры АВТОВАЗа решили досрочно уволить Бу Андерссона с поста президента компании.