Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+9°
Boom metrics
Общество30 октября 2015 14:30

По Петербургу на велосипеде – миф, или реальность?

Журналисты «КП» проверили велоинфраструктуру города
Источник:kp.ru
Велосипедистам не рады ни водители, ни пешеходы

Велосипедистам не рады ни водители, ни пешеходы

Октябрь. Вот и опустилась температура ниже нуля. А это значит, что большинство велосипедистов-любителей уже спустили колеса своих педальных коней и оставили транспорт в покое до весны. Велосезон закрыт. Но не для всех. Профи сезон в Петербурге закрывают едва ли не в декабре, а самые стойкие крутят педали всю зиму, наотрез отказываясь пересаживаться с верного велосипеда. В связи с закрытием сезона, журналисты «КП» решили прокатиться по Северной столице, чтобы проверить состояние велоинфраструктуры города и узнать, что необходимо для ее развития.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ: В ПОИСКАХ ВЕЛОДОРОЖЕК

Солнечный денек, мы едем в центр к площади Восстания, чтобы там встретиться с Павлом Коржавиным, активистом общественного движения «Велосипедизация Петербурга». От станции метро «Старая деревня» до «Площади восстания» путь на велосипедах занял 40 минут. Велодорожек нет, мы столкнулись с первыми трудностями: припаркованными вдоль некоторых участков дороги авто.

Практически бесполезная велодорожка вдоль Приморского шоссе

Практически бесполезная велодорожка вдоль Приморского шоссе

По ПДД велосипедист может катить в крайнем правом ряду, поближе к поребрику, конечно же, чтобы под колеса авто не попасть. В правилах все выглядит достаточно просто, а в реальности обочина чаще всего забита машинами. Чтобы не попасть под колеса авто, велосипедистам приходится уходить на тротуар, а там возмущенные пешеходы, мол, и так узко, еще и вы со своими велосипедами. Либо по дороге, выезжая на вторую полосу, чтобы объехать любителей парковаться на обочине. Эх, были бы велодорожки! Но их практически нет. Всего шесть штук, плюс два пилотных участка. Общая протяженность этих восьми участков – 41 километр. При протяженности автодорог в городе в три тысячи километров.

- От Восстания должна будет начинаться одна из 16-ти запланированных «Стройпроектом» велодорожек. На Бухарестской - один из двух пилотных участков (второй – на проспекте Ветеранов), - рассказывает нам Павел при встрече. - Пилотные, потому что денег выделили буквально на ведро краски, так как в бюджете в этом году на развитие велоинфраструктуры денег заложено не было.

ПДД НЕ НА НАШЕЙ СТОРОНЕ

Рисовать велодорожки в Северной столице взялась компания «Стройпроект». Шестнадцать запланированных велодорожек они будут делать постепенно, как только появится финансирование из городского бюджета. А пока велосипедистам приходится довольствоваться тем, что есть, то есть, по сути, ни чем.

- ПДД не приспособлены под велосипедистов. Если на дороге больше двух полос – велосипедистам запрещен поворот налево, например. Нельзя во второй ряд перестраиваться. То есть, мы вроде как на транспортном средстве передвигаемся, но в то же время ограничены в маневрах. В такой ситуации велодорожки необходимы, - делится Павел насущными проблемами.

Кстати, у активистов уже есть несколько замечаний по пилотным проектам. Они не прямые, зигзагами через соседние улицы (приходится отклоняться от маршрута) и с пересечением по пешеходному (то есть, надо спешиваться). К тому же, нарисованы пилотные участки были на тротуарах, а пешеходы велосипедистов сильно недолюбливают и обожают ходить по велодорожкам. По советам активистов от рисования велодорожек на тротуарах в "Стройпроекте " отказались.

- Многие велосипедисты уже привыкли ездить по дорогам и на тротуары их не загонишь. По дороге и быстрее и удобнее. Поэтому опытные велосипедисты выступают за дорожки на дорогах. А вот для тех, кто только учится – сгодятся и на тротуарах, - сообщил активист.

И если с пилотными участками все более-менее ясно, то вокруг оставшихся 16-ти запланированных маршрутов витает ореол загадочности. Самих проектов активисты еще не видели, только общались с представителями «Стройпроекта», давали советы, высказывали пожелания. Однако, прислушаются ли в компании к этим советам – неизвестно.

ЕСТЬ ИДЕИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Если велодорожки нанесут на дорогах, то как их отделят? Например, возле площади Восстания авто паркуются стихийно. Иной раз обочины в три ряда заставлены, это при имеющейся рядом «Галерее» с подземной парковкой. Какой толк от велодорожек, если на них будут парковать машины?

- Нужны ограждения. Те же автомобильные столбики, например. Мы прекрасно понимаем, что инфраструктура города не была рассчитана на велосипедистов. Она с машинами то едва справляется. Но мы ищем общие решения, предлагаем идеи властям и «Стройпроекту» - рассказал Павел.

Среди предложений – сужение газонов на тех улицах, где тротуары и дороги и так узкие. Где широкие дорожные полосы – сужать их, а освободившееся место отдавать под велодорожки. Где широкие тротуары – отрезать часть от них. Активисты считают, что было бы неплохо сделать больше автопарковок вокруг центра города, чтобы водители могли оставлять машины и не захламлять центральные улицы.

На дорогах велосипедистам не рады

На дорогах велосипедистам не рады

Фото: Александр ГЛУЗ

Предложения эти весьма логичны. Во многих развитых зарубежных городах в центр города на авто можно попасть только заплатив за проезд (если только вы не живете в центре, тогда у вас пропуск). Люди передвигаются на своих велосипедах, на общественном транспорте, либо берут велосипеды в прокат. Правда, стоит отметить, что там имеются объезды центра, то есть, у водителей есть выбор. У нас с этим пока что все очень сложно, поскольку через центр города проходит значительный поток машин, а ЗСД еще строится.

Накрутив за день около 60 километров, мы пришли к выводу, что велодорожки в городе нужны. Особенно в центре, где поток машин и пешеходов очень плотный из-за чего передвигаться там на велосипеде не просто проблематично, но и опасно.

ДЕНЬ ВТОРОЙ: ВЕЛОДОРОЖКИ ЕСТЬ!

На второй день мы решили проверить имеющиеся велодорожки. В первую очередь заглянули на дорожку вдоль Приморского шоссе возле ТЦ «Меркурий». Велодорожка здесь нарисована на тротуаре и занимает две трети. Разметка качественная, а на пересечениях с дорогой – знаки, предупреждающие водителей о велодорожке.

Велодорожка эта не имеет съезда и заезда. По сути, годится только чтобы кататься на ней туда-сюда. Ни на какую улицу не ведет, съездов на шоссе нет и как участок инфраструктуры ее можно не рассматривать.

Покатавшись по качественно нарисованной и оформленной, но, по сути, бесполезной велодорожке, отправляемся окольными путями к Светлановскому проспекту. На проспекте Испытателей вынуждены уйти с дороги, поскольку попадаются припаркованные в два ряда авто. Лезть под колеса машин во второй полосе совсем не хочется. Благо, справа имеется широкий тротуар и Удельный парк. Кстати, во многих парках велодорожки имеются. Разметка местами стертая, но есть. И отдыхающие в парках велосипедисты этими дорожками пользуются.

Добираемся до велодорожки на проспекте Луначарского. И вновь разметка на тротуаре. Правда, тут тротуар вдоль дороги полностью отдан под велодорожку. Пешеходам – тропинки и дорожки вдоль Муринского ручья.

Тут тоже установлены знаки, нанесена хорошо видимая разметка, сама дорожка отгорожена от проезжей части металлической оградой. Съезда и заезда мы не нашли. Однако, этот участок однозначно можно назвать удачным: длинный, отгороженный от дороги и пешеходов. Да и расположение позволяет включить эту велодорожку в часть вашего маршрута (если, конечно, вам необходимо проехать через этот район).

Пообщавшись с велосипедистами, узнали, что из имеющихся велодорожек актуальными можно назвать только дорожку вдоль проспекта Луначарского и две, по сути, областные велодорожки, за КАДом, вдоль Витебского проспекта и вдоль Софийской улицы.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ Каковы же итоги нашей проверки под конец сезона? Общая картина печальна: велосипедистам есть где покататься для отдыха, но практически нет маршрутов, необходимых для передвижения по городу. Надежда только на «Стройпроект» и 16 запланированных маршрутов. Большую часть из них планируют сделать в городе, многие даже будут связаны в одну сеть, так что по ним можно будет добраться из Купчино в центр, например. Веломаршруты появятся во всех районах города, кроме Невского. Почему его обошли стороной – загадка.

Впрочем, в «Стройпроекте» велодорожки планируют делать постепенно и все 16 маршрутов будут окончательно готовы только к 2020 году. Возможно, за это время разработают проекты велодорожек и для Невского района. На днях велоактивистов обрадовали новостью, что в бюджете на следующий год заложены деньги на развитие инфраструктуры, в том числе и велосипедной. Сколько именно - пока неизвестно, однако, уже что-то. А пока что велосипедистам приходиться кататься по делам и от дома до работы либо по дорогам, на свой страх и риск, либо по тротуарам, раздражая пешеходов.