Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics

Почему в Грабово не было родственников жертв сбитого малайзийского "Боинга"

«Комсомолка» пообщалась с очевидцами, работавшими на месте трагедии с первых дней
Ольга ГАЛЬСКАЯ
Сотрудникам МЧС Донецкой области досталась тяжелая миссия. Фото: Джон ТРАСТ

Сотрудникам МЧС Донецкой области досталась тяжелая миссия. Фото: Джон ТРАСТ

- Самолет компании "Малазийские авиалинии" доставит из Нидерландов в Киев родственников погибших в катастрофе Boeing на Украине, чтобы они смогли посетить место трагедии», - сообщила год назад официальный представитель авиаперевозчика в Нидерландах Одри ван Верденбург.

Но ни тогда, ни сейчас официально из родственников никто не приехал.

СПЕЦИАЛИСТЫ НАЗЫВАЮТ ТРИ ПРИЧИНЫ

Мы точно не знаем преград, из-за которых родные не приехали на место катастрофы и не почтили память.

В Донецке специалисты по международным отношениям называют три причины: прочно укоренившийся стереотип западных СМИ о том, как здесь все плохо, трудности с визой на Украину (консульства страны за рубежом критикуются многими иностранными туристами за медлительность и бюрократизм). И главное - нет места во внешнем мире, где можно получить визу Донецкой Народной Республики. Конечно, можно взять российскую и приехать в Ростов-на-Дону, но впереди граница ДНР… И за ней иностранца не защищает его посольство и ничего ему не гарантирует. А в сам МИД ДНР, как заявили «Комсомолке», никто не обращался. Почему? Позиция западных СМИ…

В результате всего этого, иностранцы не доехали до Грабово и не увидели своими глазами картину «перемирия» на Донбассе и не поговорили с людьми, которые своими руками убирали тела жертв трагедии. Иностранцы так и не пообщались с местными жителями, которые целый год носили цветы к самодельным «памятникам», которые собрали из детских игрушек, выпавших из Боинга. А теперь здесь установлена и мемориальная доска.

ЖУРНАЛИСТАМ НЕ ЗАПРЕЩАЛИ РАБОТАТЬ

Независимый военный корреспондент Джон Траст вспоминает место крушения на следующий день:

- Увиденное на поле близ Грабово вызвало огромнейший шок. Я как робот молча ходил и снимал все подряд, фиксируя эту катастрофу. Внутри все сжалось, а потом я несколько дней не мог отойти от горя и ужасных картин. Все исходники я утерял в плену, осталось лишь то, что пересылал кому-то в переписке. На второй день после падения Боинга ополченцы пускали только репортеров и давали им свободно работать - в отличие от лжи в украинских СМИ насчет запрета на работу журналистам. На третий день МЧСники огородили поле с телами и начали поисковые работы.

Интересно, что жители близлежащих поселков тогда еще боялись общаться на камеру, но в частных разговорах проскакивали фразы о втором пролетавшем самолете и даже неких парашютистах.

БЛИЗКИЕ ПОГИБШИХ ПРИЕЗЖАЛИ НЕОФИЦИАЛЬНО

- Насколько мне известно, родственники погибших пассажиров, приезжали в Донецк, но их было не так уж много, - продолжает Джон Траст. - По разным причинам, включая войну и труднодоступность для европейцев и малазийцев. Визиты не афишировались и прошли мимо внимания журналистов. Но зато кто-то сразу начал спекулировать на дефиците информации и строить всякие конспирологические теории. Мои друзья-коллеги видели лично нескольких родственников, приезжавших на место катастрофы. После трагедии мне даже писали в соцсетях люди, которые лично знали некоторых жертв и негодовали по поводу тех, кто писал тогда про «постановку» и «трупы из морга» в салоне сбитого самолета.

ТАКСИСТ НА КАТАСТРОФУ

Дончанин Евгений в прошлом году подрабатывал таксистом, когда упал Боинг.

- Я возил на место крушения малазийских журналистов. У одного из них на борту был близкий человек. А вообще в июле 2014 года иностранцев на месте крушения, кроме журналистов и других официальных лиц, я не встречал.