Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Наука16 марта 2015 22:00

Ростислав Алексеев: "Ракеты", "Кометы", "Буревестники"...

Его корабли умеют летать! [видео]
Знаменитый конструктор судов на подводных крыльях.

Знаменитый конструктор судов на подводных крыльях.

Будущий создатель знаменитых судов на подводных крыльях - «Ракет» и «Метеоров» Ростислав Алексеев родился 18 декабря 1916 года в городе Новозыбков Черниговской губернии (сейчас это Брянская область). Отец его был агрономом, мама - учительницей. Кроме Ростислава в семье было еще трое детей - две девочки и мальчик.

Детей Алексеевы воспитывали по тогдашним временам очень необычно: ничего не запрещали и помогали во всем разобраться самим. Однажды Ростислав и его брат Анатолий построили лодку-плоскодонку. Но когда мальчишки спустили плавательное средство на воду, она перевернулась и «конструкторы» оказались в реке. Евгений Кузьмич не стал задавать сыновьям трепку, а отвел ребят к знакомому рыбаку. И уже вместе с опытным человеком они сделали правильную посудину.

В 1933 году Алексеевы переехали в город Горький (Нижний Новгород). Ростислав поступил учиться на вечернее отделение рабфака и одновременно подрабатывал чертежником и художником. Парню очень нравилось рисовать парусники.

В 1935 году Ростислав поступил на кораблестроительный факультет Горьковского индустриального института. И одновременно пошел учиться в художественное училище.

В институте Ростислав познакомился с будущей женой Мариной - она училась на химическом факультете.

На четвертом курсе способного студента перевели в Ленинградскую военно-морскую академию. Но через год он не сдал экзамен по высшей математике и был отчислен.

Ростислав Алексеев вернулся в институт в Горький. Они сыграли с Мариной свадьбу. Было это за две недели до начала войны - 6 июня 1941 года.

1 октября 1941 года Ростислав защитил дипломную работу «Глиссер на подводных крыльях». Он стал работать на заводе «Красное Сормово» контрольным мастером в цехе, где выпускали танки. Молодой человек старается усовершенствовать процесс сборки техники. Но все же больше Алексеев тяготеет к своей давней любви - кораблям.

Он убеждает руководство в том, что его идеи принесут пользу воюющей стране. В 1942 году он начинает проектировать боевые катера на подводных крыльях. Располагалось его конструкторское бюро в старом сарае. Но уже осенью 1943 года в заводской гавани спустили на воду модель судна на подводных крыльях «А-4». Повоевать катерам Алексеева не пришлось. Пока дорабатывали образцы, война кончилась.

Но уже в 1948 году в Севастополе прошли испытания торпедного катера «123-БИС». А в 1951 году Алексеев и сотрудники его ЦКБ получили Государственную премию за создание судов на подводных крыльях.

- На вечеринку, где отмечали присуждение награды, папины друзья принесли коробку: «Там находится самый точный измерительный прибор», - рассказывала дочь конструктора Татьяна. - Мы долго ломали голову, что же там, а когда открыли, то оттуда выскочил кот по кличке Атом!

У конструкторов было принято первым на новое судно запускать кота. Они верили, что умное животное ляжет на то место, где есть какие-то недоработки.

На премию Алексеев купил автомобиль «Победа». До этого были «Татра» и «Фольксваген». Но это не были автомобили иностранного производства: машины Ростислав Евгеньевич собирал собственноручно из деталей, найденных на свалке в Сормове. А потом давал им звучные названия.

У Алексеева были золотые руки.

У Алексеева были золотые руки.

- Руками папа умел делать практически все! - рассказывала Татьяна Алексеева. - Мог работать на токарном станке, владел слесарными навыками.

Чтобы все успевать, Алексеев раз и навсегда установил для себя жесткий распорядок дня: в 23.00 - отбой, подъем - в 5 - 5.30.

Он любил и умел хорошо, стильно одеваться.

- У него был хороший вкус, - рассказывала Татьяна. - Он тонко чувствовал, куда что надеть. Любимым стилем у него был спортивный.

В 1954-м Алексеев начинает работу над созданием первого пассажирского теплохода на подводных крыльях «Ракета». Он должен был взять на борт 66 человек. И летом 1957 года первая «Ракета» была спущена на воду.

Еще через год началось проектирование второго поколения судов на подводных крыльях - «Метеоров». Они обладали большей мореходностью, чем «Ракета». Поэтому их можно было использовать и для плавания вдоль морского побережья.

"Метеоры" и сейчас трудятся на многих линиях.

"Метеоры" и сейчас трудятся на многих линиях.

Первый «Метеор», который вмещал 130 пассажиров, был спущен на воду в октябре 1959 года.

Каждый год КБ Алексеева выпускало новую модель судна.

Каждый год КБ Алексеева выпускало новую модель судна.

В Алексеевском ЦКБ создавались и знаменитые катера «Волга», «Комета», «Спутник», «Буревестник», «Восход». Каждый год бюро Ростислава Алексеева представляло новый проект. В 1961 году Алексеев и еще несколько сотрудников его «фирмы» стали лауреатами Ленинской премии. Так благодаря таланту и организаторским способностям замечательного конструктора по сути за восемь лет был создан скоростной флот России. - У отца было удостоверение почетного капитана судов на подводных крыльях, - вспоминала Татьяна Ростиславовна. - Он старался сам управлять своими кораблями, объяснял это тем, что не может кому-либо доверить управление судном, пока лично не убедится, что оно не выкинет никаких неприятных сюрпризов.

Знаменитая "Ракета"

Знаменитая "Ракета"

В 1966 году Ростислав Евгеньевич под чужой фамилией (как конструктор военной техники он был засекречен, даже фото его публиковать запрещалось) побывал в Великобритании на выставке достижений судостроения.

В конце 50-х годов Алексеев начинает думать над проектированием судна, использующего экранный эффект. Скорость - один из главных показателей экономичности судов на подводных крыльях. Но развить еще большую скорость, чем та, которая есть, мешала кавитация подводных крыльев. (Справка: кавитация - это образование газовых пузырьков в жидкости. Когда же давление окружающей среды становится больше давления насыщенной паром жидкости, пузырьки с силой схлопываются. А это вызывает повреждения конструкций, в частности гребного винта.)

А если судно не будет погружаться в воду? Если будет держаться в нескольких метрах от земли, используя эффект аэродинамического экрана? Тогда ведь скорость можно увеличить!

В 1961 году первая пилотируемая модель Алексеева «СМ-1» совершила полет надо льдом реки Троцы. Затем появились экранопланы «СМ-2», «СМ-3», «СМ-2П7», «СМ-4» и так далее. Был построен учебно-тренировочный экраноплан «УТ».

Ростислав Алексеев всю жизнь работал на износ.

Ростислав Алексеев всю жизнь работал на износ.

В 1962 году в КБ Алексеева начали работы по созданию экраноплана для Военно-морского флота, он получил название «КМ». А в 1964 году - над экранопланом «Т-1» для воздушно-десантных войск. Первый должен был летать на высотах в несколько метров, а второй забираться аж на 7500 метров, то есть по сути был и морским судном (по международной классификации экранопланы относят к морским судам), и самолетом.

Понятно, что у успешного конструктора, работающего над уникальными перспективными проектами, появились недоброжелатели. В Москву полетели письма с чудовищными обвинениями. И в 1965 году Ростислава Алексеева уволили с поста главного конструктора ЦКБ. За ним оставалось только направление экранопланов.

22 июня 1966 года - к 25-летию начала Великой Отечественной войны - экраноплан «КМ», самый большой для своего времени летательный аппарат на земле, был спущен на воду.

Поначалу американцы, получив со спутников фото этой машины, не могли понять, что же это за монстр. Самолет? Но почему движется так низко над водой?

Испытывали «КМ» на Каспии, поэтому у американских военных он получил прозвище Каспийский монстр.

Экраноплан способен был перевозить 800 - 900 полностью экипированных солдат. Причем даже в сложных арктических условиях.

Государственная программа предусматривала строительство сотни десантных экранопланов конструкции Ростислава Алексеева.

Правда, такими машинами было сложно управлять. Да и такой тип судна был еще непривычен ни морякам, ни летчикам. Однажды, в 1975 году, в одном из полетов, когда на борту экраноплана находилась многочисленная комиссия во главе с министром судостроения, пилот допустил ошибку при посадке. Машина резко ударилась о волну. Лопнули переборки и корпус. Ростислав Алексеев взял управление на себя и привел экраноплан на базу, находившуюся в 40 километрах. Когда экраноплан добрался до берега, оказалось, что у него не хватало кормы и хвостового оперения. Но корабль выжил и сохранил жизнь всем, кто находился на борту.

Экраноплан "Орленок"

Экраноплан "Орленок"

Однако Алексеева понизили по сути до рядового конструктора. Но и этого мало: Ростиславу Евгеньевичу запретили присутствовать на испытаниях собственных машин! Но он все равно тайно летал в Каспийск.

Пока Алексеев был отстранен от конструкторской работы, его ЦКБ «почему-то» перестало генерировать новые идеи, строить новые суда.

- В то время папа уединился на базе в Чкаловске, вновь стал заниматься живописью, - вспоминала Татьяна. - И вдохновение вернулось! Последние годы жизни отец был увлечен разработкой экраноплана второго поколения.

Новый мощный и красивый пассажирский экраноплан должен был быть построен к Московской Олимпиаде 1980 года.

А в январе он испытывал новую модель удивительного судна. Его помощники расчистили ледяной завал. Модель можно спускать на воду. Но конструктор не расслышал команду и принял на себя всю тяжесть 800-килограммового аппарата. 63-летний Ростислав Алексеев попал в больницу с воспалением брюшины. Срочные операции не помогли. Умер Ростислав Евгеньевич 9 февраля 1980 года.

Татьяна Ростиславовна говорила, что уже на следующий день после похорон из служебной квартиры конструктора были изъяты все его чертежи. А в квартире в Каспийске все его бумаги кто-то с особым рвением уничтожил.

Американский конструктор экранопланов Стивен Хукер сказал про работы ЦКБ Алексеева: «Они опередили нас на 30 лет!» В 1984 году приказом министра обороны СССР экранопланы Алексеева должны были быть приняты на вооружение. Предполагалось построить два десятка аппаратов и создать новое десантное соединение на Балтийском море. Завершить программу предполагалось до середины 90-х годов. Этого не произошло. Четыре готовых экраноплана остались на Каспии в составе 11-й отдельной авиагруппы.