Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Общество30 ноября 2014 0:00

Битва плакатов: как советский и финский агитпропы воевали друг с другом в Зимнюю войну

75 лет назад начался один из самых неоднозначных военных конфликтов XX века – советско-финский
Плакат работы Кукрыниксов - одно из самых известных творений советско-финской войны

Плакат работы Кукрыниксов - одно из самых известных творений советско-финской войны

«Поскольку Ленинград передвинуть нельзя, придётся отодвинуть от него подальше границу» - знаменитая фраза Сталина – одна из причин начала советско-финской войны.

В самом скомканном военном противостоянии советской истории было замешано многое: и меняющаяся геополитическая обстановка, и опасения относительно агрессии Германии против Союза, и непростая история советско-финских взаимоотношений. Территориально непростая, со взаимными претензиями.

И когда Сталин попытался обезопасить второй по значимости город страны, и начал претендовать на часть финской территории, одновременно требуя передачи нескольких портов и островов и разоружения Финляндии, войны было уже не избежать. Формальным поводом к ней стал якобы произведенный финнами артиллерийский обстрел советских войск на Карельском перешейке. И 30 ноября Советский Союз вступил в состояние войны с соседом.

Параллельно с противостоянием военным – затянутым Советским Союзом и неудавшимся, шла борьба информационная. И эту часть сражения финны выиграли в одну калитку. И потому что Германия с Францией поддержали, и потому что проявили недюжинную смекалку в агитационной борьбе. 80% агитпрома было развернуто не против советских солдат и даже не против Сталина, но против среднего звена руководства армии.

Эта война плакатов для Советского Союза была первым по-настоящему важным международным сражением агитматериалов. До этого боролись сплошь с кулаками, да с «белыми». Кстати, плакаты, остававшиеся со времен первых советско-финский войн в начале 20-х пригодились как нельзя кстати.

На финском плакате (слева) Сталин и Молотов готовят коктейль Молотова

На финском плакате (слева) Сталин и Молотов готовят коктейль Молотова

В советской пропаганде виноватыми в войне навсегда остались финны.

«Некоторого временного успеха империалисты смогли добиться в Финляндии. Им удалось в конце 1939 года спровоцировать финских реакционеров на войну против СССР», - писали и во время войны, и позже – в учебниках по истории.

В финской пропаганде виноватых не искали. Некогда было. Только успевай отстреливаться.

На левом плакате жителям Финляндии напоминают, что у стен есть уши. Советские уши

На левом плакате жителям Финляндии напоминают, что у стен есть уши. Советские уши

Отстреливались, кстати, неплохо. Для нищего карлика в войне с промышленным гигантом. По современным данным, финны потеряли почти 27 тысяч человек убитыми. Союз – на 100 тысяч человек больше, с учетом пропавших без вести. Причина тому – неудавшаяся атака в лоб в самом начале боевых действий.

Финских снайперов называли «кукушками». Молва гласила, что они сидят на деревьях и переговариваются по-птичьи. Версия сомнительная – коли в кольцо зажмут – с дерева отступать проблематично. Но то, что высокие потери советских войск объяснялись на первых порах темно-серыми бушлатами на фоне девственно белых финских лесов – факт. Кстати, именно после Зимней Войны в гардеробе советских бойцов появились (и прочно в него вошли) шапки-ушанки (тогда из называли нансеновки, в честь норвежского полярника Нансена). В буденовках было холодно, а идея их замены принадлежит все тому же Сталину.

Финны  неприязнь свою направили сначала на руководство ненавистного СССР. На Сталина, Молотова и, заодно, Ленина. Тот еще в 20-х досаждал.

К определенному моменту военные обеих стран оказались в патовом положении. Советские войска застряли на линии Маннергейма, про которую ходили самые небывалые слухи. И про пятиэтажные доты, и про прорезиненные укрепления, от которых советские снаряды улетали на Луну, и про тех же снайперов-кукушек. Доты, кстати, действительно оказались пятиэтажными.

Финляндия держала оборону. Долго и, надо отдать должное, эффективно. Их укрепрайоны не сдавались, несмотря на то, что финская армия была нищей и к войне готовой чуть менее, чем никак, а помощь от Запада пришла только в виде энергичного подбадривания.

Попутно  финским военным удалось склонить на свою сторону неопределенное количество советских бойцов. «Любите Сталина, - говорили финны, - он хороший. И страна у вас хорошая, и люди. Но ваши политруки не выполняют его приказаний!».

Перебежчикам обещали красивую жизнь, бесплатные путевки в западные страны, много еды и папирос. Разве что женщинами не заманивали.

А вот жаждой жизни – вполне. Среди тех самых «кукушек» были люди, которые и сегодня считаются в Финляндии героями. Симо «Белая Смерть» Хяюхя или пуля из его винтовки были последним, что видели более полутысячи советских бойцов. Закончилась его персональная война с Советами относительно удачно. Для снайпера. Пуля советского коллеги раздробила ему лицо, но Хяюхя выжил, перенес несколько операций и прожил еще достаточно долгую жизнь.

Союз отвечал бомбежками финских городов бомбами с зажигательной смесью. Чуть позже их станут использовать и на передовой, только уже в бутылках, и не наши, а финны. Ноу-хау получит название «Коктейль для Молотова», но слово «для» потом пропадет. А за те бомбежки, кстати, СССР будет исключен из Лиги Наций.

Начавшаяся в ноябре 39-го война перестала быть спонтанным перемещением войск только в середине января 40-го.  Советская армия обзавелась крупной артиллерией, вовсю заработали на нужды фронта танки-амфибии и подразделения стреляющих лыжников. В ответ Финляндия привлекла аналогичный корпус «биатлонистов» из Швеции и Норвегии. Но численный перевес был уже окончательно на стороне советских войск. И технический тоже.

В начале февраля советская армия начала главное наступление, и к середине месяца линия Маннергейма и оборонявшие ее солдаты были укатаны в снег. 13 марта 7 армия взяла Выборг. Но оборонительные успехи финнов навсегда вошли и в их историю, и в нашу, и в мировую. Так успешно и так долго в военной практике мало кто сопротивлялся столь превосходящему в числе сопернику.

Итогом этой войны стало мирное соглашение, по которому те самые требования товарища Сталина были полностью удовлетворены. Карельский перешеек отошел к СССР и это еще сыграет свою роль несколькими годами спустя, во время блокады Ленинграда.