Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Земля леопарда28 августа 2014 22:00

Жан-Клод Килли, председатель координационного комитета МОК по зимним Играм в Сочи: У меня есть мечта - увидеть леопарда в дикой природе

Легендарный горнолыжник, олимпийский чемпион, а ныне - столь же легендарный спортивный организатор побывал в России и рассказал о наследии Олимпиады, ее талисманах и своем заветном желании
Жан-Клод Килли и Владимир Путин стали настоящими друзьями за семь лет подготовки зимних игр.

Жан-Клод Килли и Владимир Путин стали настоящими друзьями за семь лет подготовки зимних игр.

«Это были лучшие зимние игры в истории»

- Жан-Клод, какова цель вашего визита, ведь игры уже кончились?

- Да, игры закончились уже давно, но по международным правилам следует еще набор процедур для завершения деятельности МОК. Процесс подготовки шел семь лет, в одночасье его не закроешь. Для меня это сорок четвертый визит в Россию. Так что я не понаслышке знаю вашу страну. За это время я сам уже успел стать отчасти русским. К сожалению, на Западе вас по-прежнему представляют себе иначе, от стереотипов избавиться трудно.

- Как МОК оценивает качество олимпийских игр в России по сравнению со всеми предыдущими?

- Я возглавлял координационный комитет по зимним играм в Турине, а еще раньше принимал участие в подготовке олимпиады в Калгари. По единодушной оценке Международного олимпийского комитета, Сочи-2014 были лучшей зимней олимпиадой в истории. Организация была великолепной, соревнования прошли блестяще, открытие и закрытие были просто шикарными. Постановщик обеих церемоний Константин Эрнст проявил вершины креативности.

- Французская «Либерасьон» обвинила вас в предвзятости, когда вы имели неосторожность назвать себя другом Путина. Вам обидно?

- Я человек простой, что думаю, то и говорю. Отдаю должное личным достоинствам людей и признаю их заслуги в том, что они реально сделали за эти семь лет. Россия сдержала все обещания и приняла представителей всего мира великолепно, радушно, с широкой улыбкой. Если этот факт признается не всеми за пределами России, то я очень об этом сожалею. И отношения, которые у меня сложились с господином Путиным, также как и с вице-премьером Дмитрием Козаком и Дмитрием Чернышенко (президент Оргкомитета Олимпиады в Сочи), были исключительными.

«Держать леопарденка на руках - ощущения уникальные!»

- Организовать Олимпийские игры, да еще в таком районе как Кавказ, крайне сложно. Все ли, что было обещано, было реализовано - в частности, по экологии?

- То, что было сделано, также не имеет прецедентов. Например, возмещение земельных угодий. Поскольку олимпийские объекты размещались в заповедных территориях, то коэффициент возмещения составлял «десять». Было использовано 2 тысячи 500 гектаров заповедников - так вот, их компенсация составила 25 тысяч гектаров новых территорий. За срубленные насаждения было посажено десятки тысяч деревьев. Везде была проведена современная дренажная и канализационная системы. То, что делается сейчас в Европе и реализовано в Швейцарии с приоритетом железнодорожного сообщения, было воплощено на Красной Поляне, куда из Сочи теперь можно добраться на поезде. С точки зрения экологии - это самый оптимальный вариант. Это то, что мы пытаемся сделать и в Европе теперь, но там есть трудности, так как это нужно было делать лет 50 или 70 назад. Кроме того, все здания и сооружения были построены со строжайшим соблюдением всех современных норм по защите окружающей среды.

- Среди экологических новаций Олимпиады был и проект по реинтродукции кавказского леопарда (см. «Наша справка» на стр. 14.) в его естественный ареал обитания. Кому, кстати, принадлежит идея сделать из него один из трех талисманов?

- Я сломал много копий, чтобы именно он стал олимпийским талисманом. Это не просто леопард, а снежный леопард, все поголовье которого было истреблено на Кавказе больше 70 лет назад из-за его красивого меха. На мой взгляд, это самый красивый хищник на планете. Но идея восстановить его популяцию на Кавказе принадлежит не мне. По указанию президента Путина два леопарда были куплены в Туркменистане, еще два - в Иране. В тех местах они еще водятся. Но наш расчет, что они начнут быстро размножаться, за три года не оправдался. Тогда было дополнительно приобретено две особи в специализированном зоопарке в Португалии. Это сработало: в итоге у нас имеется три девочки и три мальчика. Но главное, у них появились четыре детеныша, а это чудо из чудес.

- А почему организаторы поставили леопарденка на эмблеме на сноуборд, а не на лыжи?

- Ну вообще-то это из одного лыжного семейства. Но сноуборд вошел в олимпийскую программу совсем недавно, он современнее и популярнее у молодежи. И когда мы разместили образцы пробных талисманов, «леопарденок-сноубордист» получил больше всего кликов. Поскольку этот леопард - снежный, то к снегу он имеет прямое отношение, а значит, и к нам - горнолыжникам и сноубордистам. Это наш кузен, брат, так сказать.

Фото: ТАСС

- Вы ведь и в клетку к «кузену» рискнули зайти?

- Я его видел снаружи много раз, но внутрь мне довелось наведаться только с Владимиром Путиным, и то - по обстоятельствам. Одного из детенышей не приняла мать. И зоолог, который его кормил, разрешил нам к нему прикоснуться. Так мы смогли подержать его на руках. Ощущения, я вам доложу, уникальные. Удивление и восторг, у меня почти случился сердечный кризис.

- Защитница животных Брижит Бардо в курсе наших усилий по спасению редкого хищника? Вы ей об этом не сообщали?

- Брижит - это мой друг уже как пятьдесят лет... Мы познакомились, когда были молоды, какая это была красавица. О-ля-ля! Это самая красивая женщина, которую я когда-либо видел. И она все время приезжала кататься у нас во французских Альпах в районе Альбервиля. Я впечатлен тем, что она делает по спасению животных, это совершенно искренне и идет от сердца, а не для гламура. Я бывал у нее в доме в Сан-Тропе, там у нее животные повсюду. Вы мне подали отличную идею, я с ней свяжусь.

- У вас есть домашние животные?

- У меня два кота. Собак нет, я кошатник. Собственно, у Дмитрия Чернышенко - тоже четыре кота. Вот, взгляните на мою красавицу. - Открывает он на айфоне фотографию своего зеленоглазого любимца. - Порода называется русская голубая. Я купил ее во Франции у русского заводчика, а по происхождению она - из Архангельска. А зовут ее - Калина, русское имя.

«Делать из олимпийской деревни снобистский курорт ДЛЯ ИЗБРАННЫХ никто не собирается»

- Путин сказал как-то: может быть, великий Килли напишет книгу о подготовке Олимпиады?

- Ну, если господин Путин предлагает, то почему нет? Но в принципе это дело не столько мое, сколько тех, кто занимался самой организацией Сочинской Олимпиады. Это Путин, Козак, Чернышенко, Мутко, губернатор Ткачев, мэр Сочи Пахомов и сотни тысяч строителей. Им и писать. Я только координировал и наблюдал.

- Вам лично что особенно дорого из сделанного?

- Я лично приложил много усилий к тому, чтобы был восстановлен Сочинский ботанический сад («Дендрарий»). Он по представленным в нем образцам уникален. Но на момент начала работ сад был в запущенном состоянии. Он расположен на холме с небольшим фуникулером. Все очень красиво, и это очень важно для города иметь такой привлекательный объект для посещений. Домик был перестроен, аллеи пересыпаны, сейчас он прекрасен.

Приехав в Сочи этим летом, Жан-Клод Килли (слева) с вице-премьером Дмитрием Козаком (справа) не смогли отказать себе в удовольствии снова погладить Грома. Фото:  Дмитрий СМИРНОВ

Приехав в Сочи этим летом, Жан-Клод Килли (слева) с вице-премьером Дмитрием Козаком (справа) не смогли отказать себе в удовольствии снова погладить Грома. Фото: Дмитрий СМИРНОВ

- А на фоне Вал-д-Изера, Куршевеля и других мест, что думаете об олимпийских трассах в Красной Поляне, как профессиональный спортсмен в прошлом?

- Если говорить только о лыжах, то вы уже организовали национальный чемпионат в Сочи, кубок Европы среди юниоров, этап Кубка мира и, наконец, Олимпийские игры. Весь горнолыжный комплекс был сконструирован Бернаром Русси, лучшим архитектором трасс в мире. В молодости он, швейцарец, был чемпионом мира и Олимпиады, после меня в 1972-м, когда я уже ушел. Ваши горнолыжные трассы, безусловно, международного уровня. Там есть система напыления искусственного снега, лучшая на сегодня. Очень современные подъемники, с которых можно кататься по разным противолежащим склонам. Наследство Олимпиады позволяет там организовывать соревнования любого уровня. И для страны, у которой 145 миллионов жителей, такой курорт просто необходим. Два последних Новых года все отели были заполнены, и это хороший признак. Так что опасения, что операторы сделают из Олимпийской деревни место для богатых, я думаю, не оправдаются. Я много говорил об этом с господином Потаниным, который является не только инвестором, но и большим энтузиастом горных лыж. Делать из Красной Поляны снобистский курорт для избранных никто не собирается.

«Хочу съездить на дальний восток»

- Дальше собираетесь навещать Россию?

- Мне уже 70 лет, и я больше не смогу организовывать Олимпиады, но в Россию я, конечно же, приеду. У меня есть мечта - отправиться на Дальний Восток. И до того как я умру, хочу увидеть собственными глазами дальневосточного леопарда, черную амурскую пантеру и сибирского тигра, если повезет. Помимо восхищения этими великолепными созданиями, я хочу отметить: это недостойно человечества - давать вымирать целым видам. Они жили там до нас, и так должно быть и впредь. Это часть образа каждой страны.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Жан-Клод КИЛЛИ. Известный горнолыжник, олимпийский чемпион 1968 года, 6-кратный чемпион мира. Родился в 1943 году. Национальная гордость Франции, где его называют «Наполеоном лыж». С1995 года работает в Международном олимпийском комитете. Участвовал с подготовке олимпиад в Нагано (1998 г.), Солт-Лейт-Сити (2002), Турине (2006), Сочи (2014).