Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Василий Песков4 августа 2014 22:00

А слон меня и не заметил

Жаркое на земле место - тропический лес в танзанийском Национальном парке Маньяра
Гиганты на водопое.

Гиганты на водопое.

Слоны переходят дорогу. Их снимают туристы с той стороны, а поднявшись в люке раскрашенного под зебру маленького автобуса, я снимаю слонов, находясь от них в пятнадцати метрах, - с другой. И слонам - хоть бы что! Было время, когда Африка привлекала из Америки и Европы охотников. Сколько животных было истреблено! Последним певцом сомнительно-героического дела был Хемингуэй («Зеленые холмы Африки»). На смену ему пришел другой апостол, призвавший посещать Африку не с ружьем, а с фотокамерами. Это был немецкий ученый Бернгарт Гржимек. И он победил. Кое-куда застрелить за большие деньги льва или слона по-прежнему еще ездят любители сафари, но уже много лет этим словом называют путешествие по Африке с фотокамерой.

Такую картину в национальных парках наблюдал Василий Михайлович в 60-х годах прошлого века...

Такую картину в национальных парках наблюдал Василий Михайлович в 60-х годах прошлого века...

Фото: Василий ПЕСКОВ

Профессионалы добывают тут редкие кадры. Мы видим их работы по телевидению. Но и человек с «мыльницей» обязательно тоже тут будет с трофеем. Животные уже так привыкли к автомобилям, что совершенно их не боятся. Львов в Серенгети я снимал, глядя вниз из люка машины, - звери лежали рядом с дорогой. Опасности никакой. Сверху люк прикрыт решеткой на случай, если гепард вдруг вздумает прыгнуть вверх, осмотреть местность - нет ли где антилоп? Пятнистая кошка совершенно людей не боится и сама дружелюбна - не известен ни один случай нападения на людей. А на машины гепард прыгает часто - уж больно хорош наблюдательный пункт!

...так обстоит дело сейчас. За полвека люди и звери стали явно ближе друг к другу.

...так обстоит дело сейчас. За полвека люди и звери стали явно ближе друг к другу.

Я был в Африке четыре раза. Вспоминая первые поездки, видел, что многое быстро тут изменяется. Население растет, требуются все новые земли для пашни. Животных удается сохранить только в национальных парках. Но и тут под прессом туризма есть перемены. Животные как бы теряют дикость, подпускают людей в машинах почти вплотную - уже не джунгли и дикая степь Серенгети, а что-то напоминающее зоопарк.