Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Звезды26 ноября 2013 22:00

Роберт Редфорд: «Мне кричали: «Козел!» Вот тогда я и понял, что знаменит!»

Корреспондент «Телепрограммы» встретился в Нью-Йорке с живой легендой Голливуда актером Робертом Редфордом, чтобы поговорить с ним о его новой работе, и не только о ней
Источник:kp.ru
Роберт Редфорд.

Роберт Редфорд.

Легенды американского кино 60-х снимаются теперь редко: у одних проблемы со здоровьем, как у Джека Николсона, другие заняты решением общечеловеческих проблем, как Барбра Стрейзанд, третьи ударились в режиссуру, как Клинт Иствуд, а кто и просто отошел в сторонку, как Уоррен Битти. В общем, «старикам здесь не место», как гласит название знаменитого фильма братьев Коэн. Поэтому любое появление артистов старого Голливуда на экране вызывает ажиотаж вкупе с долей страха: не разрушит ли возраст легенду? Роберт Редфорд - великий Сандэнс Кид из «Буча Кэссиди и Сандэнса Кида», не менее великий Хаббел Гарлинер из «Встречи двух сердец» и уж совсем великий Пол Браттер из «Босиком по парку», мечта всех женщин и предмет зависти мужчин. Роберт Редфорд, одно имя которого собирало полные залы, в эпоху других идолов решился на невиданный эксперимент. Он снялся в ленте, в которой нет других актеров, персонаж Редфорда молчит или крайне редко произносит невнятные обрывки фраз, кем является его герой - тоже неизвестно.

По сюжету яхта героя фильма «Не угаснет надежда» терпит бедствие в Индийском океане, и на протяжении всего экранного времени он борется за жизнь. Оторваться от экрана просто невозможно - российский зритель сможет убедиться в этом совсем скоро, картина выходит в прокат 16 января.

Нью-йоркская гостиница «Уолдорф-Астория», где мы встретились с актером, была под стать самому 77-летнему Редфорду: грандиозная и не замечающая хода времени. Он чувствовал себя там в своей тарелке и охотно отвечал, не рисуясь, но держа дистанцию.

Нынешняя жена актера - Сибилла Заггарс - младше его на 22 года. Они живут вместе с 1996 года, но поженились только в 2009-м.

Нынешняя жена актера - Сибилла Заггарс - младше его на 22 года. Они живут вместе с 1996 года, но поженились только в 2009-м.

- Роберт, как получилось, что после череды картин, поставленных вами для себя, вы вдруг отдали экранную судьбу в руки молодого режиссера Джей Си Чендора, для которого эта лента всего лишь вторая?

- Тридцать лет, долгих тридцать лет я руковожу фестивалем независимого кино «Сандэнс», который организовал с целью помочь молодым киношникам, вывести их на большую дорогу. И хоть бы кто из этих красавцев предложил мне работу! Ни один! Они, наверное, думают, что Редфорд купается в предложениях, что он завален сценариями и почтальоны, проклиная жизнь, тащат ему все новые горы бумаг. Ничего подобного: я сижу и жду, кто вспомнит обо мне, кто предложит интересную роль. Наконец дождался, один из бывших моих птенцов предложил. Когда я спросил у Джея Си Чендора, за что мне такая улыбка судьбы, он напомнил случай, произошедший на банкете по поводу закрытия фестиваля «Сандэнс-2012». Кстати, именно на этом «Сандэнсе» Чендор с успехом представил свой фильм «Предел риска». Так вот, на банкете я вышел на сцену и начал говорить, не заметив, что микрофон не работает. Беззвучно шевелящий губами Редфорд и вдохновил его на новую работу.

- Ваш персонаж не имеет имени и биографии, у него нет текста да и партнеров в кадре тоже нет. Наверное, довольно страшно играть в предлагаемых обстоятельствах.

- Это не страшно. Когда все зависит только от тебя, вовлеченного в действие - голое, не отягощенное посторонними деталями, - это мечта. Это очень здорово, когда ты, актер, находишься в постоянном движении, а зритель из происходящего вычисляет, кто твой персонаж. О моем герое действительно напрямую ничего не говорится, его имя неизвестно потому, что его некому окликнуть... Понятно, что он человек зажиточный, поскольку может позволить себе иметь яхту. Что он уверен в себе - будучи немолодым, в одиночку выходит в океан. Что у него есть семья и в ней не все благополучно. Что у него на зависть сильный характер. Разве этого мало? Зритель не знает имени моего героя, но какая в принципе разница, как его зовут? Конечно, играть в одиночку было непривычно, но за годы работы в кино я кое-чему научился. В молодости, когда я снимался с Полом Ньюманом в «Буче Кэссиди и Сандэнсе Киде», у меня было несколько сцен, в которых требовалось молчать. Не будешь же тупо стоять и таращиться… Так вот я во время этих сцен прикидывал: а смог бы я, актер Редфорд, убить вон того человека? А этого? Так перебирал всю съемочную группу. Сейчас же, когда мне надо было молчать постоянно, я полностью отдавался действию. А вот когда действия героя прерывались моментами его раздумий, я вспоминал собственную юность, проведенную на берегу Тихого океана, пляжи моего родного города Санта-Моника, юношеский восторг перед безбрежностью океана и то радостное состояние, которое возможно только в молодости.

Первая жена Роберта Редфорда была его однокурсницей по университету (с их детьми Джеми и Шоной, 1969).

Первая жена Роберта Редфорда была его однокурсницей по университету (с их детьми Джеми и Шоной, 1969).

- Снимаясь в этом фильме, за который вас прочат в оскаровские номинанты, вы работали без дублера практически постоянно. Каково было сниматься самому в условиях, максимально приближенных к реальным?

- Я бы начал с того, что я жуткий эгоист и ни за что не отдал бы возможность покрасоваться на экране какому-то дублеру (смеется). А если говорить серьезно, мой герой постоянно находится в экстремальных обстоятельствах, у него нет ни единой спокойной минуты, он должен бороться за свою жизнь, если он хоть на минуту отпустит вожжи, то стихия его победит. Как сыграть это бесконечное напряжение, если я сам не испытаю его? Просто торговать лицом, а всю тяжелую работу переложить на плечи дублера? Я так не могу. Признаюсь, было очень тяжело. Мы снимали у берегов Калифорнии и в Мексике - в бассейне, созданном Джеймсом Кэмероном для съемок «Титаника». Я попал в настоящий ад. С машинами, устраивающими волны, еще как-то справлялся: я же полжизни провел в седле, так что галоп - будь то конский или созданный волнами - меня не очень тревожат. Но вот когда меня поливали струей под напором из пожарного шланга - удовольствие ниже среднего. От этих забав я заработал инфекцию и потерял шестьдесят процентов слуха в левом ухе. Жутко устал постоянно быть мокрым, а мокрым я был все время, кроме ночного. Хорошо хоть текила спасала. В общем, удовольствий масса. Но я, как и до начала съемок, уверен, что поступил не просто правильно, а единственно правильно.

Фильм «Не угаснет надежда» кинокритики называют едва ли не лучшей актерской работой 77-летнего Редфорда.

Фильм «Не угаснет надежда» кинокритики называют едва ли не лучшей актерской работой 77-летнего Редфорда.

- Скажите, а если бы актеру Роберту Редфорду в жизни довелось попасть в ту же ситуацию, что и его герою, он выдержал бы?

- Ну и вопрос вы мне задали! Ну что же, давайте разбираться. Мой герой - человек рациональный, я бы сказал, подчеркнуто рациональный. Каждую ситуацию, какой бы жуткой она ни была, он обдумывает. А когда ему не хватает знаний и рефлексов, импровизирует на базе этих размышлений. Я же более эмоционален и чаще полагаюсь на инстинкты. Это во-первых. Для своего возраста я в прекрасной форме, способен и на долгие переходы, и на участие в скачках. Мы с женой Сибилл постоянно живем на лыжном курорте Сандэнс, так что и зимний спорт для меня родной. Тем не менее как долго я мог бы выдержать подобное физическое напряжение, неизвестно. Это во-вторых. И в-третьих: еще очень ведь важна психическая стабильность. Мой герой умеет держать свой разум в ежовых рукавицах, не позволяя ему даже на миг ускользнуть от реальности. Это тоже, знаете ли, нелегко, я не уверен, что смог бы держаться так, как он.

Партнершей Редфорда в политическом триллере режиссера Сидни Поллака «Три дня кондора» стала Фэй Данауэй.

Партнершей Редфорда в политическом триллере режиссера Сидни Поллака «Три дня кондора» стала Фэй Данауэй.

- Полвека назад вы буквально ворвались в киноиндустрию, сыграв в фильмах, признанных классикой Голливуда, и на два десятилетия стали секс-символом Америки. А потом променяли мейнстрим на независимое кино, в котором одновременно стали и крестным отцом, и гуру. Эти метания в вашем характере?

- В характере, в судьбе, кто скажет... В 50-е годы я уехал из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк, чтобы выучиться на художника, а вместо этого стал киноартистом. Стоило уезжать из столицы кинематографа? Наверное, да, поскольку, оставаясь в Лос-Анджелесе, я вполне мог пройти мимо профессии. Что же касается славы, то я ее по-настоящему почувствовал, когда в Беверли-Хиллз мимо меня проехала машина, битком набитая молодняком. Из ее открытых окон доносилось скандирование: «Редфорд - козел! Редфорд - козел!» Вот тогда я понял, что знаменит! Не могу сказать, что от этой славы я был в восторге. К счастью, вскоре мне пришлось полететь во Францию, для визита в которую я уже заготовил дежурные улыбки и ручки для автографов. Но оказалось, что там меня вообще никто не знает, и француженки на меня тоже не бросались. Не скрою, это меня тоже не обрадовало. Но потом нашелся какой-то приемлемый баланс. Моей главной задачей было вырваться из клетки, куда меня отправил мой образ, впечатанный в сознание зрителей благодаря моим ранним фильмам. И так продолжалось до 80-х, когда я почувствовал, что мое кино уходит. Не то чтобы я выходил в тираж: мне не было еще и пятидесяти, и предложений была масса. Не то чтобы новое кино было плохим - снимались замечательные фильмы. У меня просто появилось чувство отстраненности от происходящего, типа не мое это все. Вот тогда я и организовал «Сандэнс», ставший самым крупным фестивалем независимого кино в Америке. К нам зимой в лютые морозы съезжаются актеры, режиссеры, продюсеры и прокатчики со всего мира, и это, конечно, позволяет гордиться.

В вестерне «Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид» Редфорд сыграл с Полом Ньюманом. В честь своего персонажа актер назвал кинофестиваль.

В вестерне «Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид» Редфорд сыграл с Полом Ньюманом. В честь своего персонажа актер назвал кинофестиваль.

- В последние два года, однако, вы снимаетесь в фильмах, которые гораздо ближе к мейнстриму. Например, в триллере «Грязные игры», который вы и поставили, теперь «Не угаснет надежда»...

- Более того, в будущем году снимусь в очередной экранизации комикса «Капитан Америка».

- Что могло привлечь интеллектуала Редфорда в этом триллере?

- Мне интересно попробовать что-то новое, необычное для меня. Колесо судьбы повернулось, посмотрим, куда меня вывезет (улыбается).

Лента «Афера» была номинирована на премию «Оскар» в 10 категориях. И собрала в результате 7 статуэток.

Лента «Афера» была номинирована на премию «Оскар» в 10 категориях. И собрала в результате 7 статуэток.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Роберт Редфорд (полное имя Чарльз Роберт Редфорд-мл.) родился 18 августа 1936 года. Окончил Университет штата Колорадо, играл в университетской бейсбольной команде. С 1959 года играет в театральных постановках, годом позже начинает сниматься в кино. В 1981 году основал американский фестиваль независимого кино «Сандэнс». В том же году дебютировал как режиссер, сняв фильм «Обыкновенные люди». За эту работу был удостоен премии «Оскар» (Редфорд - один из шести режиссеров в истории мирового кинематографа, получивших эту награду за дебютный фильм). В 2002 году получил почетный «Оскар». В 1995 году занял 4-е место в списке 100 самых сексуальных кинозвезд в истории кинематографа (по версии авторитетного журнала Empire). В течение 27 лет был женат на Лоле ван Вагенен, вместе они вырастили троих детей. Сейчас женат на немецкой художнице Сибилле Заггарс.

Еще 7 премий «Оскар» собрал фильм «Из Африки», роли главных героев в котором исполнили Роберт Редфорд и Мерил Стрип.

Еще 7 премий «Оскар» собрал фильм «Из Африки», роли главных героев в котором исполнили Роберт Редфорд и Мерил Стрип.

5 лучших фильмов Роберта Редфорда:

● «Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид» (1969)

● «Афера» (1973)

● «Три дня Кондора» (1975)

● «Вся президентская рать» (1976)

● «Из Африки» (1985)