Премия Рунета-2020
Саратов
+19°
Boom metrics
Общество14 января 2013 9:41

Неизвестный Саратов: Актерами первого саратовского театра были крепостные крестьяне

Собственная труппа была и у губернатора Алексея Панчулидзева. А театр, построенный по его поручению, перерос впоследствии в академический театр оперы и балета
Городской театр 1938 года: здесь выступали сильнейшие актеры страны, а горожане восхищались его внутренним убранством

Городской театр 1938 года: здесь выступали сильнейшие актеры страны, а горожане восхищались его внутренним убранством

- Господа! Я пригласил вас сюда, чтобы сообщить пренеприятнейшее известие: к нам едет ревизор!

Может, и не такие слова произнес губернатор Алексей Панчулидзев, но в мае 1809 года он действительно собрал всех городских чиновников, чтобы предупредить о визите проверяющего. А скоро из Москвы прибыл генерал-майор Ратьков и взялся за ревизию учреждений.

- Имеются ли в Саратове какие-либо для удовольствия публики? Театр и прочие? Когда и с какого времени существуют? - сразу озадачил он.

Пришлось Григорию Крюкову, городскому главе, готовить письменный ответ, что «для удовольствия простого народа» на Хлебной площади устраиваются балаганы и качели, но и один театр в Саратове имеется: выстроен он в 1803 году, вот только городу не принадлежит и казну пополняет лишь поземельными сборами.

Первый театр и кастинг в актеры

- Первый саратовский театр принадлежал саратовскому помещику Григорию Гладкову - заядлому театралу, который создал труппу из своих крепостных крестьян, - рассказал Александр Филиппов, историк и краевед-любитель. - Сначала они играли спектакли в его личном доме, а потом и для господ саратовской публики. Театр Гладкова стоял на том самом месте, где сейчас находится профессионально-педагогический колледж имени Ю.А. Гагарина. Это на современной улице Сакко и Ванцетти.

Актеры хоть и были люди невольные, но лишь бы кого на сцену тоже не выпускали. Губернатор Панчулидзев - а его крестьяне тоже играли в театре, - к отбору относился очень внимательно.

- Известно, что Алексей Давыдович всегда принимал непосредственное участие в подборе пьес, исполнителей, распределении ролей, репетициях - нередко в поисках «божьей искры», то есть таланта, пропуская через «просмотры» всех наличных холопов, включая хворых и убогих, - писал известный краевед Виктор Семенов в своей книге «Начальные люди Саратова».

Основной актерский состав первого театра тем не менее был невелик - всего около дюжины человек, а если людей не хватало, то на сцену выгоняли всю дворню от дворецкого до портомойки. Также крепостным актерам приходилось доставлять билеты на дом будущим зрителям.

Кстати, помещик Гладков и губернатор Панчулидзев состояли в родстве, так что первый саратовский театр, скорее всего, можно назвать их совместным предприятием. Впоследствии Григорий Гладков выстроил новое здание театра в Пензе и перебрался туда со всей своей труппой, а театр в Саратове закрылся. Но вскоре после визита столичного ревизора губернатор построил в городе другой театр, теперь уже свой собственный.

«Осторожно! С люстры капает!»

- Место Алексей Давыдович выбрал достаточно бойкое - на Хлебной площади, которая сейчас называется Театральной, - продолжает Александр Филиппов. - Открылся новый театр в 1810 году, как раз на том месте, где стоит сейчас академический театр оперы и балета. И антрепренеры, которые ставили в нем спектакли уже с труппой господина Панчулидзева, оставили весьма интересные заметки.

- Посреди площади стояло низенькое деревянное здание в виде расплющенного гриба с крышей, покрытой зеленоватой плесенью. Кусок дырявой, некогда раскрашенной холстины беспорядочно болтался туда-сюда, изображая занавес, - читаем выдержки, найденные нашим собеседником в областном государственном архиве. - Здание совсем не походило на храм: музыка плоха, освещение слабо, и беда поместиться зрителю, ибо сальные свечи за время спектакля закапывали все смокинги и театральные платья...

Современный театр оперы и балета как бы надстроили вокруг старого здания.

Современный театр оперы и балета как бы надстроили вокруг старого здания.

Ставили в театре в основном спектакли драматического свойства. И несмотря на то, что саратовцы частенько критиковали и вид, и внутреннее убранство театра, он пользовался популярностью. В 1826 году губернатора Панчулидзева отправили в отставку, и театр перешел сначала к другому хозяину, потом к городской управе, а в 1859 году сгорел.

Театр, названный городским

- Но наш губернский город без театра жить уже не мог. И решено было поставить настоящий каменный театр - гордость Поволжья! Чтобы он воспроизводил своим внешним видом театры европейские, ну, как минимум, Вены, - рассказывает Александр Филиппов. - Автором проекта был архитектор Тидден, но руку к нему приложил и знаковый для Саратова, тогда еще юный архитектор Алексей Маркович Салько. Театр построили очень быстро: начали в 1864-м, а в 1865-м он уже принял первых зрителей.

Этот новый театр, который стали называть Городским, вызывал восхищение даже у язвительных газетчиков: «Внутренняя отделка соединяет в себе так нечасто встречаемые простоту и изящество. Золотые украшения по гладкому белому фону приятно поражают зрение, рисунки украшений безукоризненны, мебель приличная, освещен удовлетворительно и даже щеголевато. Сто двадцать стеариновых свечей освещают в хорошеньких золоченых бра»...

Кроме спектаклей, здесь демонстрировались еще и новинки науки и техники. А во второй половине XIX века городской театр возглавил Николай Собольщиков-Самарин, очень опытный в своей сфере человек. Он стал привлекать талантливых актеров и сильнейшие труппы страны - и театр пользовался невероятной популярностью. Горожане даже возмущались, что билеты достать невозможно и за ними нужно занимать очередь с самой ночи.

К концу XIX века в театре за год ставили порядка 40 новых спектаклей, в основном русских классиков - Грибоедова, Островского, но и зарубежных тоже - Шекспира, Шиллера, Лопе де Вега. Звучали оперы Чайковского, Вагнера, Верди. Репертуар был просто колоссальный. Но театр был пристанищем не только сценического искусства - здесь проходили самые знаковые для города торжества. Так, в 1909 году, например, здесь отмечали открытие Саратовского государственного университета.

...А в 1962-м здание Городского театра, к этому времени переименованного в театр имени Н.Г. Черышевского, снесли.

- Разрушили его буквально в течение недели, причем разрушили очень интересно, - вспоминает Александр Филиппов. - Новое здание возвели прямо над зданием старого театра. То есть театр старый остался внутри, сверху поставили новую «коробку» и все ненужное сломали. А в 1991 году театр утратил имя Н.Г. Чернышевского и стал называться Саратовским академическим театром оперы и балета.