Премия Рунета-2020
Москва
+10°
Boom metrics
Общество14 февраля 2012 22:00

Девочку, потерявшую на пожаре семью, хочет удочерить священник

«Комсомолка» попыталась разобраться, почему не удалось предотвратить трагедию в подмосковной Щербинке, где сгорели двое взрослых и семеро детей [видео]

«МЫ ВАС ЛЮБИМ»

У входа на участок Моисеевых вырос снежный холмик. Родные и знакомые семьи, а также обычные люди завалили его гвоздиками и плюшевыми мишками. Оставили в сугробе свечи - в память о погибших взрослых и ребятишках. На калитке кто-то приклеил детский рисунок - синее небо, цветы, подпись корявыми буквами: «Мы вас любим»...

На самом участке - пепелище. Груды обожженных балок, обрывки страниц из учебников по русскому и английскому, порванные детские футболки, покореженные велосипеды... И повсюду - тошнотворный запах паленого.

Семья Моисеевых - супруги Алексей и Лидия, а также семеро их детей погибли во время пожара в ночь на 4 февраля (подробнее). Их крохотный домик в садовом товариществе «Щербинка-2» вспыхнул от искры, вылетевшей из печки, и сгорел почти мгновенно. Спастись удалось лишь старшей дочке, 9-летней Лизе.

Кроме чувства горечи, эта история вызвала и множество вопросов. Почему многодетная семья жила на дачном участке в деревянных будках? Помогали ли им чиновники или родители с восемью детьми остались без всякой поддержки? И можно ли было избежать несчастья?

- Это потеря для всего поселка, наша личная беда. - Сосед Моисеевых Андрей закуривает. - Только хорошее можем сказать про них.

Слова «только хорошее» я слышу почти от каждого, с кем разговариваю про Моисеевых. Прихожанка местного храма Анна - сама мать пятерых детей - вспомнила, как глава семейства Алексей угощал их яблоками в Яблочный Спас. Другие знакомые рассказывали, как глава многодетного семейства помогал строить дорогу в поселке...

НЕ ФАНАТИКИ, А РОМАНТИКИ

Алексей и Лидия познакомились, когда еще были подростками. Они жили в Москве в соседних домах в районе Кузьминки. Лет 10 назад супруги уехали в Щербинку, где сначала снимали квартиру, а затем перебрались в дачный кооператив по соседству. Там купили участок и поставили домик. Растили восьмерых детей, девятым Лидия была беременна... Все свое время Моисеевы посвящали воспитанию ребят. Алексей с утра до вечера развозил старших по школам, кружкам и курсам. Иногда ему удавалось подработать - на своем микроавтобусе мужчина подбрасывал народ из поселка до города. Лидия сидела с самыми маленькими, готовила обеды и ужины, следила за козами, кроликами и курами.

- Их нельзя называть бедняками, - говорит сосед Моисеевых Андрей. - Нормально жили, да небогато, но не бедствовали. Их бывший дом - оборудованные для жизни два кунга (утепленная будка-фургон. - Ред.). Внутри был душ, подведены вода из скважины, электричество.

В конце прошлого года Моисеевы закончили ремонт.

- Раньше у них была лишь одна жилая комната. Во вторую вещи складывали. В жилой стоял небольшой пластиковый столик, за которым они ели, а дети уроки учили. Но недавно мы вместе с ним расширили помещение. У окна поставили нормальный стол - они так радовались, - вспоминает друг семьи Виктор Лыгин. - А в начале лета Алексей собирался строить новый дом, даже фундамент залил.

На что же Алексей и Лидия содержали свое большое семейство?

- Насколько мне известно, им выделили две двухкомнатные квартиры в Зеленограде, которые они получили как многодетная семья, плюс платили детские пособия. За всех детей выходило около 6 - 10 тысяч рублей в месяц плюс деньги за сдачу жилья, но семье в принципе хватало, - соглашается на разговор настоятель местного храма отец Николай (он же - крестный отец двух детей Моисеевых). - Продукты они нормальные покупали, не голодали.

Алексей (крайний справа) все свое время проводил с детьми, но, к сожалению, спасти ему удалось только Лизу (на фото вверху).

Алексей (крайний справа) все свое время проводил с детьми, но, к сожалению, спасти ему удалось только Лизу (на фото вверху).

- Но это как-то странно - иметь в Москве свою квартиру, а выбрать для жизни два кунга?

- Им просто нравился именно такой образ жизни. Свое хозяйство - куры, козы, кролики, собаки. Плюс свежий воздух, природа. Они создали свой мир, и он их вполне устраивал. Они всегда держались вместе, везде ездили своей большой компанией. Плюс они были очень религиозны, каждое воскресенье в храм приходили.

- Не фанатики?

- Нет. Здесь другое. Они скорее были романтиками.

- Но содержать столько детей!

- Им действительно это удавалось. Дети учились в хорошей школе, ходили на курсы и в кружки. К примеру, старший Ваня играл на баяне, одна из дочек получала призы на соревнованиях по гимнастике...

Выходит, кое-какие деньги у семьи были - около 50 - 60 тысяч рублей в месяц, но на десять человек это, конечно, немного. А органы опеки, как объяснили нам юристы, не могли повлиять на Моисеевых: место для жизни семьи имеют право выбирать родители.

Моисеевы почти не просили помощи, хотя и не отказывались от нее. Им привозили вещи и еду, иногда - деньги. Посылки отправляли из соседних поселков и даже из-за границы - у кого-то из местных жителей оказались родственники за рубежом. А кроме денежных выплат от столичных властей, они получали и одежду от подмосковных соцработников.

В момент трагедии Лидия Моисеева ждала девятого ребенка.

В момент трагедии Лидия Моисеева ждала девятого ребенка.

ЧТО ДАЛЬШЕ БУДЕТ С ЛИЗОЙ

Сейчас ни у следователей, ни у соседей Моисеевых нет сомнений: произошедшая трагедия - несчастный случай. Нелепая случайность.

- В пятницу, перед смертью, они ездили в Зеленоград за деньгами от съемной квартиры, - рассказывает отец Николай. - Вернулись около 11 вечера, легли спать...

А потом рвануло. Вернее, вначале начался пожар от печки, которую натопили из-за сильного холода. Алексей схватил Лизу, распахнул дверь дома и вытолкнул девочку на улицу.

- Он вернулся за остальными, но свежий воздух уже хлынул в дом. Пламя разгорелось еще сильнее, - вздыхает отец Николай. - Жар дошел до газового баллона...

Кстати, Алексей все-таки понимал, что ставить баллон в доме опасно. На улицу не вынес, но держал его в старом холодильнике. Увы, такая защита оказалась ненадежной.

Сейчас все внимание родных семьи приковано к Лизе. Недавно девочку перевели из реанимации в обычную палату. По словам медиков, ее состояние стабильное, угрозы жизни нет. И, оказывается, дальнейшая судьба девочки интересует не только ее родственников.

- Мы бы хотели обговорить возможность, чтобы Лиза жила у нас, - говорит протоиерей Александр Зубков, настоятель храма в Щербинке и, кроме того, крестный отец Лизы.

Отец Александр явно осторожен в высказываниях - очень не хочет, чтобы его слова как-то исказили.

- Лиза привыкла к определенному образу жизни, - объясняет он. - У нее были братья и сестры, свой участок, лес через дорогу. Она, как и родители, верующая. Мы очень дружили семьями - у меня самого четверо детей. Поэтому нам кажется, что Лизе было бы хорошо с нами, в привычной среде. Через две недели ей исполнится 10 лет. Насколько я знаю, в этом возрасте социальные службы прислушиваются к мнению детей. Неплохо бы спросить ее саму: с кем она хотела бы жить? Но в любом случае мы не хотим конфликтов с ее родственниками и постараемся сделать все возможное, все, что зависит от нас, чтобы их избежать.

К сожалению, родственники Лизы наотрез отказались от любых комментариев. Поговорить с самой девочкой пока тоже нельзя - прокуратура запретила пускать к ней журналистов. Судьба Лизы решится в ближайший месяц - на днях ей уже сказали о том, что ее родные погибли.

СОВЕТ ЭКСПЕРТА

Держите газовые баллоны на улице!

- Довольно распространены случаи, когда дачники ставят газовые баллоны в домах. Но этого делать категорически нельзя. Газовые баллоны нужно ставить на улице, в специальные несгораемые металлические шкафы, а затем от них уже тянуть шланг в дом, - советует руководитель учебного центра пожарной безопасности Сергей Афанасьев. - Это, во-первых, убережет вас от взрыва баллона, если в доме начнется пожар. Во-вторых, защитит от отравления газом, если вдруг произойдет утечка. И помните: если вы надолго оставляете баллон, уезжая, скажем, в город, плотно закрывайте вентиль.

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА

Приоритет по крови

- Решать дальнейшую судьбу Лизы нужно, конечно, вместе с органами опеки, - говорит адвокат московской коллегии «Ваш адвокат» Станислав Юрченко. - Но нужно понимать, что приоритет в любом случае получают кровные родственники девочки - не важно, кто они и где живут, пусть хоть троюродные бабушки с дедушками с Камчатки. По закону именно они имеют права на оформление опеки. Главное, чтобы условия жизни ребенка не были хуже тех, в которых он жил раньше. А священник, каким бы хорошим человеком ни был, сможет отстаивать свое право на опеку лишь через суд.