Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
Политика5 февраля 2012 8:37

Болотная модель гражданского перемирия

Стотысячное действо превратилось в гигантскую арт-выставку, в живое полотно, где каждый мог нарисовать что-то свое...

Странная эта штука — идеология. Иногда мне кажется, что это неизлечимая хроническая болезнь, которая в первую очередь поражает... глаза. Отчего встреча двух журналистов, придерживающихся противоположных политических взглядов, но оказавшихся по несчастью на одном митинге — превращается в шоу.

Например, в субботу, когда я заледенелый пришел с Болотной, в редакции закипал спор очевидцев, вернувшихся с Поклонной.

- Там от силы было 28 тысяч, — был уверен один корреспондент.

- Больше ста тысяч! - кричал другой.

- Большинство митингующих на Поклонной выгнанные на мороз несчастные бюджетники - морщится либерал.

- Ни одного «пригнанного» не встретил, - упрямо стоит на своем консерватор.

Меж ними грустит редактор. Он уже потерял надежду понять, что на самом деле было и, видимо, в следующий раз пойдет на митинг сам.

Я не стал вмешиваться (хотя ехал в одном вагоне с десятком «поклонных» демонстрантов - пьяненьких, веселых, судя по разговорам малопонимающих куда они едут людей, вез специальный «командир»).

Пока я ждал, когда мои промерзшие пальцы оттают и смогут написать репортаж - вдруг услышал, как другой мой коллега брезгливо заметил:

«Был на Болотной — сколько же там маргинальных, безумных персонажей!»

Я аж подскочил! Вот тебе на! Неужели и ко мне подобралась эта глазная напасть! Почему я маргиналов и безумцев на Болотной не заметил?!

Наверное и у меня что-то с глазами... Я видел людей разумных и неравнодушных. Причем неравнодушных до непривычной для русского человека степени деятельного остроумия — когда ты не просто присутствуешь на митинге, а посылаешь свой личный «месендж» власти.

«Я не хомячок, я пингвин!» - добродушно гласил лозунг в руках краснощекой девчушки.

«Мы не оппозиционеры, мы ваши работодатели. И мы вас увольняем!» - сердито ставил на место власть небедного вида господин.

Да, были странные идеи. Один например, на голове носил... танк. Другой — закрутил на своей шапки удава (намек на слова Путина о бандерлогах). Третий нацепил арабскую «арафатку» и красовался с лозунгом

«Мы не хотим в России арабских революций» в паре с приятелем, - тот держал в руках скромную «приписочку» - «А мы хотим».

А если учесть, что на митинге «креативил» каждый десятый — это стотысячное действо превратилось в гигантскую арт-выставку, в живое полотно, где каждый мог нарисовать что-то свое... Наверное, у меня что-то с глазами...

Мне казалось, что я нахожусь в уникальном, в изумительном для тысячелетней истории России дне, который может и не повторится. Когда демонстранты неспешно шли по Якиманке, я быстрым шагом обгонял колонны — и словно путешествовал... по мозговым извилинам русского человека. Вот бело-синяя колонна либералов с неуловимо-характерной внешностью «ботаников». Назойливая интеллигенция со своими лозунгами и жаждой свободы. В десяти метрах от них движется строй хмурых националистов, со скорбной печатью Долга на лице. Имперские флаги, в одежде милитаристские нотки и послание практически к предыдущей колонне «Ребята из 90-х, езжайте в США».

Дальше коммунисты — в пожаре красных флагов. В большинстве своем старички, опасливо наблюдающие за националистами. У коммунистов — на митинге ответственная роль. «Аксакалов» поставили буфером между националистами и анти-фа. Антифашисты под черно-красными знаменами, кричат - «Фашизм не пройдет!». Наци отвечают - «Русские вперед!». Коммунисты молчат, завершая эту шаткую гармонию...

Это «водяное перемирие» по Киплингу — и было миниатюрной моделью нашего общества, которое дышало, крепло, развивалось и главное — признавало право оппонентов на свое мнение. И в будущем их дороги наверняка разойдутся. Но Болотная в них останется, как пример гражданского мира и сотрудничества во имя будущего страны.Наверное у меня что-то с глазами. Чтож, если - эти люди, бесплатно, из-за непонятного для большинства чувству гражданского долга стоявшие на лютом морозе часами - маргиналы и безумцы, то наверное я болен.

В сказке Андерсена тролли нечаянно разбили над городом черное зеркало зла, и если осколок попадал в глаз — то человек видел только плохое. Иногда мне кажется, что это не сказка. Уж слишком много на Руси скептиков и троллей