У энгельсских девушек первым делом самолеты.
Фото: Инна УЛЬРИХ
С этого года профессия военного летчика в России перестала быть чисто мужской. Вот-вот по стопам «ночных ведьм», которые громили врага во Вторую Мировую, пойдут новые энтузиастки. Пятнадцать девушек – именно столько набирает в этом году Краснодарское военное авиационное училище, но заявлений подано уже свыше 150. И больше десяти из них – от претенденток из Энгельса Саратовской области, где в 1940-е годы легендарная Марина Раскова формировала женские авиаполки.
Улыбчивые и серьезные, кто в кедах, кто на каблуках - такие разные, но с одинаковой надеждой в глазах, 2 сентября девчонки прибыли на военный аэродром в Энгельсе, где когда-то их предшественницы вставали на крыло.
Романтика бывает громкой
- Сегодня мы поможем вам представить, что такое авиация, - встретил их полковник Олег Пчела, командир Энгельсской гвардейской авиационной Донбасской Краснознаменной дивизии. – Министр обороны Сергей Шойгу дал вам шанс впервые в истории российской и советской авиации сделать выбор и стать летчицами. Наша профессия тяжела и связана с риском. Но все, что есть тяжелого, оно перекрывается романтикой и любовью к небу.
Больше десяти девчонок из Энгельса решили стать военными летчицами.
Фото: Инна УЛЬРИХ
Громкий гул, поднявшийся ветер – и вот в нескольких сотнях метров от девушек ввысь взлетает бомбардировщик, а те провожают его восторженными взглядами.
Будущие летчицы и взлетающий бомбардировщик.
Фото: Инна УЛЬРИХ
- Вот это и есть мечта! Я уже вижу себя в кабине! - восклицает одна из рвущихся в небо, не подозревая, что через двадцать минут действительно познакомится с ней изнутри.
«Потому что мы – пилоты!»
Именно поэтому придется привыкать к летным костюмам и шлему. Первый девушки осмотрели изнутри и снаружи вплоть до каждого кармана, а второй по очереди примерили.
Полковник Олег Пчела демонстрирует снаряжение летчиков.
Фото: Инна УЛЬРИХ
- Он довольно-таки массивный, но в принципе удобный. И здесь шумоизоляция: ветра практически не ощущаю, хотя снаружи он есть, - заметила Виктория Афанасенко, прислушиваясь к своим ощущениям.
Летный костюм девушки рассмотрели вдоль и поперек.
Фото: Инна УЛЬРИХ
Хотя ее родители далеки от авиации и военного дела, Вика все-таки решила покорять небо. Честно призналась: вдохновил крестный отец, который летает на вертолете.
Виктория Афанасенко: "Шлем довольно массивный, но в принципе удобный".
Фото: Инна УЛЬРИХ
- Даже московские парады, которые мы видим каждое 9 мая, и сам факт того, что такие огромные машины поднимает человек… Я даже не знаю, как это объяснить. Главное, у меня есть цель. И если все получится, думаю, родители будут мной гордиться, - уверена девушка.
Примерка шлема, жизненно важного для пилота.
Фото: Инна УЛЬРИХ
- В своей семье я тоже был первый военный, - одобрил полковник Олег Пчела. – А потом, когда приехал уже курсантом к маме, открыл свои сочинения за пятый класс. Нашел, где мы о профессиях писали, и оказалось, в первом сочинении у меня было: «я хочу быть летчиком».
Датчики и скорости
Осторожно держась за поручни, в кабину сверхзвукового бомбардировщика Ту-160 поднимается еще одна отважная девушка – Анастасия Касатова. Она как раз из семьи военных, и твердо намерена продолжить династию. Летать, кстати, мечтает именно на таких больших самолетах, «с масштабом».
Бомбардировщик Ту-160.
Фото: Инна УЛЬРИХ
- Пока я ничего не понимаю из этих датчиков и скоростей, и чувствую себя как в космическом корабле. Ручку хочется потрогать, но я боюсь, - призналась она сопровождающим, глядя на рычаг, похожий на огромный джойстик. – Не терпится, конечно, все это освоить! Я с детства мечтала Родину защищать, но девушек в военные не берут – а тут такая возможность представилась.
Анастасия Касатова осваивается в кабине пилота.
Фото: Инна УЛЬРИХ
Армия и женщины – это для Насти вполне совместимые понятия, как и для ее землячки Екатерины Крыловой. И одновременно конкурентки, ведь на каждое место в краснодарском училище претендуют больше десяти девчонок. Катя живет недалеко от аэродрома и с детства смотрела, как самолеты взлетают и садятся, как происходит десантирование.
В кабине есть приспособления, которые новичкам лучше не трогать.
Фото: Инна УЛЬРИХ
- ИЛы-74МД - это мои любимые, потому что на таком летал отец, это первые самолеты с турбореактивным двигателем… Я просто стала их изучать из-за огромной любви, - поделилась Екатерина. - Нет, они для меня не новые внешне, а вот внутренне все это очень интересно. И мне всегда нравились рассказы папы о его полетах. Например, у них была традиция: в каждом городе, где они садятся, искупаться где-то. И вот, они приземлились в какой-то город северный, названия не помню, но там было очень холодно, и вода просто ледяная. Папа рассказывает: «Стоим мы с мужиками, дрожим от холода, но традиция есть традиция! Давайте, - говорю, - хоть пятки искупаем!» И они на три-четыре сунули ноги в воду…
«Идем на снижение!»
Снаружи авиатренажер ни капли не напоминает кабину самолета Ту-160, но внутри – один в один. Его задача – создать визуальное представление, что происходит настоящий полет.
Авиатренажер, вид снаружи.
Фото: Инна УЛЬРИХ
Все кнопочки светятся, а мониторы впереди показывают пейзаж с высоты. На таких пилоты отрабатывают различные элементы и сложные ситуации, которые с удаленного пульта «создает» летчик-инструктор. Вводит всевозможные отказы и следит, как экипаж справляется.
Авиатренажер, вид изнутри. Кабина такая же, как в Ту-160.
Фото: Инна УЛЬРИХ
- Идем на снижение! – оповещает помощника летчик-ас, занимающий место капитана.
В роли этого самого помощника побывали несколько смелых девчонок. Хоть и «понарошку», но все-таки полетали. В том числе Рената Сулейманова из Энгельса, у которой, пожалуй, самая удивительная история.
Девушки "полетали" на тренажере под руководством инструктора.
Фото: Инна УЛЬРИХ
- Мой парень сначала этим загорелся, он с детства хочет стать военным, летчиком. И он так мне все это описывал, что я тоже влюбилась в профессию. Хочу быть вместе с ним, не покидать его, и идти с ним по одной дороге. Мы вдвоем едем в Краснодар поступать, - твердо говорит Рената.
Рената Сулейманова (слева) будет поступать в училище вместе с молодым человеком.
Фото: Инна УЛЬРИХ
Герои, на которых надо равняться
Заключительной частью приключений для девушек стал музей, который располагается прямо на базе авиации.
В музее дальней авиации.
Фото: Инна УЛЬРИХ
- Стенд перед вами рассказывает о том, как были сформированы женские авиаполки Героем Советского Союза Мариной Расковой. Здесь, на этой земле, около тысячи девушек поднялись впервые в небо, и за годы войны эти полки выполняли самые ответственные задания. Самолеты, на которых они летали, имеют тихую работу двигателей. Поэтому ночью они подкрадывались к разным позициям, и действительно их очень сильно боялись, так как они наносили врагу большой ущерб, - рассказал полковник Олег Пчела влюбленным в авиацию слушательницам.
Экспонат музея дальней авиации.
Фото: Инна УЛЬРИХ
Иногда за одну ночь девушки выполняли до 3-4 боевых вылетов, подчеркнул командир дивизии, что дано не каждому мужчине. Двадцать три «ночных ведьмы» были удостоены звания Герой Советского Союза, и для будущих летчиц это достойный пример для подражания.
Экспонат музея дальней авиации.
Фото: Инна УЛЬРИХ
КОНКРЕТНО
10 сентября девушки будут проходить вступительные испытания в Краснодарском военном авиационном училище.
20 сентября станет известно, кто из претенденток зачислен.
Часть экспозиции музея под открытым небом.
Фото: Инна УЛЬРИХ
Погода 2 сентября не баловала, но летчикам приходится работать в любым условиях.
Фото: Инна УЛЬРИХ