Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Звезды23 июня 2017 18:00

Так был ли «Сон...» Кирилла Серебренникова

В среду Пресненский районный суд арестовал на два месяца бывшего директора «Гоголь-центра» Алексея Малобродского. За срыв постановки спектакля «Сон в летнюю ночь»
Бывший генеральный продюсер компании "Седьмая студия", бывший директор театра "Гоголь-центр" Алексей Малобродский в Пресненском районном суде. ФОТО Михаил Почуев/ТАСС

Бывший генеральный продюсер компании "Седьмая студия", бывший директор театра "Гоголь-центр" Алексей Малобродский в Пресненском районном суде. ФОТО Михаил Почуев/ТАСС

В вину вменяется хищение денег, выделенных на постановку спектакля по Шекспиру. Но о каком срыве идет речь, если премьера прошла еще пять лет назад и сейчас спектакль идет в «Гоголь-центре»?

Неудивительно, что Кирилл Серебренников обратился к своим зрителям.

«Нам нужна помощь в этой абсурдной шизофренической ситуации, - написал режиссер. - Особенно важно вспомнить спектакль «Сон в летнюю ночь», который мы играли на «Платформе» более 15 раз, потом мы его играли в Париже в театре Шайо, потом мы его играли на фестивале «Балтийский дом», он был номинирован на всевозможные театральные премии... А теперь нам следователи СК говорят, что его нет и не было!!!!! И за то, что его нет и не было, сажают за решетку Алексея Малобродского и преследуют тех, кто делал «Платформу»!!!».

Я видела «Сон в летнюю ночь», когда он шел на «Платформе». Года четыре назад. Помню незабываемого, практически голого эльфа Робина (его играл красивый актер в плавках телесного цвета). Помню замысловатую сценографию, когда зрители перемещались по залам как в лабиринте. Невозможно было сбежать до антракта. А очень хотелось. Но многим этот спектакль понравился. Но что теперь об этом вспоминать? Главное, что и зрители, и спектакль были. «Сон в летнюю ночь» в постановке Серебренникова не фикция, не фантом, а вполне реальное событие. Так почему же оно вызвало у следователей вопросы?

На суде речь шла не о том, что спектакль НЕ был показан. А о том, что деньги, которые были выделены на его постановку, на самом деле обналичили.

Следователи допросили руководителя фирмы, которой «7 студия» перечислила около двух миллионов рублей. И хозяин этого ИП признался, что он никакие творческие услуги не оказывал, а просто вернул своим заказчикам наличку.

По мнению следователей, это и есть преступная схема по выводу бюджетных средств. Но были ли эти деньги украдены? В том смысле - положили их руководители «7 студии» себе в карман? Или все-таки потратили, пусть в обход закона, на спектакль?

- Представь: государство дало 2 миллиона рублей на реализацию какого-то творческого проекта, - объяснил мне один из руководителей театрального сообщества. - Что в этом случае должен делать директор театра? Он обязан объявить конкурс, провести тендер, например, на пошив телогреек, шинелей, кирзовых сапог - костюмов и декораций согласно 44 ФЗ (Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). И заниматься этим полгода. Это один вариант.

Есть второй вариант: каким-то образом безналичные бюджетные деньги превратить в наличные, чтобы без конкурсов, в разы дешевле и быстрее сделать все те же сапоги и телогрейки. А главное - выпустить спектакль. Любой директор сталкивается с альтернативой: либо делать по закону, но тогда спектакля не будет. Либо обойти закон ради выпуска спектакля. Следователи считают: если деньги были обналичены, значит, их украли. Но я уверен, что руководители «7 студии» если это делали, то не себе в карман.

Наверное, по-закону действительно работать сложно. Но все равно у меня «дебет с кредитом не сходится». Не секрет, что коммерческие структуры, которые занимаются обналичкой, делают это не за красивые глаза, а под «фиксированные» 10%. Допустим, вам требуется обналичить 1 миллион рублей. ИП забирает себе 100 тысяч, а возвращает налом 900 тысяч. Немало. Но все-таки уже не миллион, согласитесь? А если помнить, что это были перечисления из государственного бюджета, получается, что руководители театров, которые этим занимаются даже ради высокого искусства, не такие уж белые и пушистые.