Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+4°
Boom metrics
Звезды17 мая 2017 22:00

Звезда мирового балета Сергей Полунин: За карьеру танцовщик не может заработать даже на квартиру

«Комсомолка» поговорила с главным балетным бунтарем перед премьерой фильма «Танцор», смнятого студией BBC по его биографии [видео]
Его называют «плохим парнем», «Джеймсом Дином» подмостков. Фото: Johan Persson

Его называют «плохим парнем», «Джеймсом Дином» подмостков. Фото: Johan Persson

Сергей Полунин - мировая звезда, самый прославленный из поколения «молодых балетных». В 19 лет он стал самым молодым в истории премьером Королевского балета в Лондоне. Его называют «плохим парнем», «Джеймсом Дином» подмостков. Он снимается в кино с Джуди Денч, Джонни Деппом и Пенелопой Круз. Райф Файнс предлогает ему сыграть в кино роль Нуриева. Микки Рурк берет у него интервью. Его танец в клипе Houzer «Take me to church» набирает 20 миллионов просмотров. Теперь в «гонку за Полунина» включилась компания BBC - ее фильм «Танцовщик» сегодня выходит в российский прокат.

«В индустрии нет уважения к танцовщикам»

Мы сидим с Сергеем Полуниным в небольшой комнатке в ЦУМе. Я прячу ногти (не успела на маникюр) и рассматриваю его руки - знала, конечно, что у Сергея много татуировок, они придают ему немного матросский вид, но чтобы столько... Веселого разговора не получается, да и не должно. Ведь «Танцовщик» - рассказ о том, как танлантливый человек бросает все, чтобы найти себя.

- Я ждала от фильма какого-то нравоучения для родителей и детей - мол, вот как удачно все сложилась. Но теперь мне даже не ясно, стоит ли отдавать детей в балет - столько сложностей...

- Сейчас я был в Праге, и меня спросили, если бы у меня были дети, отдал бы я их в балет? Мне кажется, что ребенок должен очень-очень сильно хотеть этого. Потому что, если расписать ег дальнейшую жизнь на бумаге, то выйдет не так уж и радостно и в творчестве, и в карьере, и в деньгах.

«Комсомолка» поговорила с главным балетным бунтарем. Фото: Johan Persson

«Комсомолка» поговорила с главным балетным бунтарем. Фото: Johan Persson

- Балет же высокооплачиваемый «бизнес», если можно так сказать...

- Конечно, финансовый момент - не главный. Но я тут подсчитал, что ни один танцовщик не зарабатает даже на кавртиру за свою карьеру. У оперных певцов, к примеру (я знаю некоторых) - по тринадцать домов. А лучшие танцовщики могут по 30 лет выплачивать деньги за одну квартиру. К примеру, в лондонском Королевском балете оперный певец получает за выход больше, чем 30 танцовщиков за месяц. Хотя, я бы не сказал, что опера ценится зрителями выше. Но это более влиятельный «бизнес». В любом театре музыка и опера забирают львиную часть гонораров. А балет живет на то, что осталось. Например, в Мюнхене (сейчас Серегей - приглашеный солист Баварского балета - ред.) в год проходит девять премьер опер и одна премьера балета. Музыка - это диски, звукозаписывающие компании, это огромная индустрия. А для балетных нет пока платформы, на которой тврчество можно было бы увековечивать, ну и продавать.

- Да, в iTunes балет не «засунешь»...

- Есть еще одна проблема. Танцовщики все юные, и век их на сцене не долог. Поэтому их сложно «продавать». Например, на Украине в Национальной опере был поднят вопрос, почему у оперных в 4 раза выше зарплаты? На что генеральный директор ответил, что у них семьи, и их надо кормить. Я не хочу ничего забирать у оперы, я хочу, чтобы появилось уважение к танцовщикам. У хореографов есть и менеджеры, и агенты, и свобода. Они - миллионеры. А премьеры балета, что в Лондоне, что в Москве, живут в весьма стесненных условиях. Я знаю случаи, когда вместе живет по пять-шесть семей, снимая большую квартиру. Но это же взрослые люди, чья карьера уже подходит к концу! Причем интерес у зрителей к балету был и есть колоссальным. А у индустрии нет уважения к танцовщикам. Например, когда я снимался в «Убийстве в Восточном экспрессе», меня поразило, как ко мне относятся мировые звезды. У Джуди Денч, Пенелопы Круз было колоссальное уважение к тому, что я - танцовщик. И сложно что-то изменить, потому что театров немного. И, если кто-то недовлен, то позиция театра простая: «Не хочешь - следующий».

Сергей Полунин - мировая звезда, самый прославленный из поколения «молодых балетных». Фото: Johan Persson

Сергей Полунин - мировая звезда, самый прославленный из поколения «молодых балетных». Фото: Johan Persson

«Я ушел из Королевского балета, потому что меня обманули»

- И, видимо, еще узость этого мира превращает его в подобие мафиозной структуры: тут начал качать права - там не возьмут.

- Все театры в Америке и Европе сотрудничают. Я знаю случаи, кгда танцовщик уходил из Королевского Гранд-Опера, а директор обзванивал другие театры: «не берите его». Моего знакомого так не взяли в театр Сан-Франциско. И, выходит, что он уже и тут не хочет работать, и там не может. Этот контроль выгоден театрам. Я же не просто так психанул и ушел из Королевского балета в Лондоне. Я был обманут: ходил к менеджеру, ходил к другим людям и говорил - хочу поехать в Новосибирск, куда меня звали. А меня успокаивали - мол, через полгода мы эту же партию дадим тебе здесь, не надо тебе никуда ехать...

- А какую партию вы хотели танцевать?

- Зигфрида в «Лебедином озере». В итоге я никуда не поехал. А в своем театре мне так и не дали его танцевать. Так же я говорил, что хочу сниматься в рекламе, участвовать в ток-шоу на телевидении. Мне обещали помочь, но все закончилось лишь разговорами. А ты же никого не знаешь сам! Ты там со школы учишься, доверяешь учителям и директору. Приходишь в театр и думаешь, что директор - это твой бог. Мне говорили не брать ни в коем случае менеджера, потому что без него я буду больше получать. И я всегда думал, что менеджеры - это плохие люди, которые у тебя забирают деньги. Дэвид Ляшапель (знаменитый фотограф, который и предложил Сергею сняться в клипе Houzer «Take me to church» - ред.) спросил, где же мой агент? Я посмеялся и сказал, что он мне не нужен. Только потом понял, что это необходимо.

Танцовщики все юные, и век их на сцене не долог. Фото: Johan Persson

Танцовщики все юные, и век их на сцене не долог. Фото: Johan Persson

- Как вы решились на такой шаг - бросить одну из лучших мировых балетных сцен?

- Я никогда не видел, чтобы так много работали, как кордебалет в балете. По 11 часов в день шесть дней в неделю и месяц - отпуск. Это ужасно, тяжко. В год обычно выходит один спектакль, и не факт, что ты там будешь занят. Я пытался понять, задавал вопросы - зачем тогда быть в театре? Мне отвечали - ну, если ты травмируешься, то мы присмотрим за тобой. Сейчас я вспоминаю, что все мы платили за страховку - 400 фунтов (почти 30 000 рублей) в месяц. То есть, «мы за тобой присмотрим» - за твои же деньги. Один раз ты можешь травмироваться, но за 10 лет ты уже столько выплатил...

- Может, проблема в том, что нет профсоюза у балетных, чтобы тебя могли поддерживать?

- Если они создаются, то их обычно блокируют. Кстати, когда я в Москве стал преьером в музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, там тоже уже не давали квартир. Единственный вариант - жильё на окраине, если ты проработал дикое количество лет. Но забрали и это. Забрали пожизненные контракты. Зарплаты у премьеров - по 500 долларов в месяц плюс-минус. Ни на что накопить не можешь.

«Известные артисты вынуждены бомжевать»

- Многие балетные видят свое будущее весьма туманно. И те, кому сейчас по 24, и 35-летние премьеры. Вас приглашают сниматься в кино, но не все так смогут. И куда деваться? Идти в хореографы? Но их столько не надо.

- Да, дороги дальше нет. В Англии я знаю, дают четверть годовой зарплаты, чтобы артисты балета могли получить другую профессию. Я знаю знаменитых людей, которые начали просто жить на лодках. Ну не на что жить - деньги-то быстро заканчиваются. Один премьер сейчас практически бомжует. Никто об этом не говорит. Я когда разговариваю на тему будущего и денег, мне многие отвечают, что пришли-то они в профессию не ради денег, а потому что им это очень нравится. Это правда, нужно быть фанатом. На вас же кто-то ездит! Раньше что-то можно было заработать - Нуриев за гонорар одного выступления мог купить дом. Но сейчас ты за карьеру и на квартиру не накопишь.

У Сергея много татуировок. Фото: Johan Persson

У Сергея много татуировок. Фото: Johan Persson

- Но смотрите, как удачно вы для многих открыли мир балета в клипе Houzer. Может, есть смысл в сотрудничестве с кем-то из наших музыкантов и наших режиссеров?

- Да, у меня есть планы. Мы с актером и режиссером Григорием Добрыгиным задумали совместный проект. И вообще я вижу в России много молодых интересных людей.

О ЧЕМ КИНО «Танцовщик» - фильм оскаровского номинанта Стивена Кантора - рассказывает без купюр о цене славы. О том, как может развалиться семья, которая от бабушки до отца уезжает в разные страны, заабатывать на белетную карьеру любимому сыну и внуку. О том, как родительское желание «не повторить свою судьбу» может принести и славу, и несчастье. О том, как невозможно жить и творить в рамках одного из самых престижных театров мира. О том, как все потерять и отправиться на поиски себя.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО Сергей Полунин родился в Херсоне. С 4 лет начал заниматься гимнастикой. В 9 лет поступил в Киевское хореографическое училище, а в 13 - в школу Королевского балета в Лондоне. Спустя четыре года был принят в труппу. В 19 лет стал самым молодым премьером (высшая должность в иерархии балета) в истории труппы. Срывает овации на кажом выступлении, страдает от отсутствия близости с родными, забивает все тело татуировками, куражится так, что весь Лондон стоит на ушах. Вместе с одним преступником открывает тату-салон. Ходит на острие ножа, но публика возносит его до небес за прекрасную технику.

Через несколько лет, разочаровавшись в системе, бросает Королевский театр, уезжает в Россию. По приглашению руководителя двух театров (имени Станиславского и Новосибирского оперы и балета) Игоря Зеленского (его портрет красуется на предплечье артиста) становится премьером в первом и постоянным приглашенным солистом - во втором. Но ему по-прежнему некомфортно в профессии. Видео знаменитого фотографа Дэвида Лашапеля, который снял его экспрессивный танец в клипе музыканта Hozier “Take Me to Church” должно было стать последним в карьере танцовщика. Но после съемок он почувствовал, что может сам что-то решать в своей судьбе. Придумал проект Project Polunin - для самовыражения других танцовщиков, начал сниматься в кино. Встречается с балериной Натальей Осиповой. В честь нее сделал татуировку «Наташа» на тыльной стороне ладони.