Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Общество21 апреля 2017 10:00

Из школьной программы пора вычеркивать предметы!

Эксперты рассказали, почему бессмысленно забивать головы современных учеников очередными новыми курсами
Для многих родителей, бабушек и дедушек, оказалось трагедией, что их знания и опыт больше не соответствуют тому, что требует от их детей школа.

Для многих родителей, бабушек и дедушек, оказалось трагедией, что их знания и опыт больше не соответствуют тому, что требует от их детей школа.

Фото: Евгения ГУСЕВА

К нынешнему российскому образованию принято относиться скептически. Учителя и преподаватели вузов рапортуют, что качество знаний учеников с каждым годом падает. Работодатели же жалуются, что им приходится полностью переучивать вчерашних студентов, несмотря на то, что те как минимум четыре года учились будущей профессии.

А вот международные исследования показывают, что с российским образованием все более-менее в порядке. Наши дети читают и разбираются в математике и естественных науках лучше, чем их сверстники в США и в большинстве европейских стран. Откуда же тогда возникает это массовое ощущение, будто молодежь, простите за выражение, тупеет день за днем?

Мы обратились к эксперту мирового уровня — Андреасу Шляйхеру, директору Департамента образования и профессиональной подготовки Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) - и попросили его рассказать, что не так с российским образованием.

ПРОБЛЕМА 1. ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАСТЕТ ВШИРЬ, А НЕ ВГЛУБЬ

Оказывается, впечатления учителей и профессоров статистике не противоречат. Дети и правда неплохо знают, что написано в учебниках по физике и математике. Но вот с тем, как применить это знания в реальном мире, у них полный провал.

- Российские школьники плохо представляют, как процессы из учебников происходят в жизни, - рассказывает Шляйхер. - Это связано с тем, что школы становятся все более широкими и все менее глубокими. То, что дает ребенку школа — это лишь маленькая часть знания, которое он получает в жизни. Но в большинстве стран, в том числе и в России, в школьную программу постоянно пытаются засунуть еще что-то дополнительно. Только две страны отошли от такого подхода — это Япония и Финляндия. Там дети изучают не так много предметов, зато могут сфокусироваться на них. За счет этого и достигается глубина познаний.

ПРОБЛЕМА 2. НИЗКАЯ ПРОДУКТИВНОСТЬ ШКОЛЬНЫХ УРОКОВ

Другой перекос, по мнению эксперта, связан не с количеством предметов в школе, а с количеством времени, которое на них отводится. От педагогов то и дело слышно — увеличьте часы на историю! Нужно больше уроков по литературе! Хотя дети и без того проводят за уроками и на занятиях чуть ли не 24 часа в сутки.

- Необходимо сосредоточиться на качестве, а не на количестве образования, - уверен Андреас Шляйхер. - Например, финские школьники тратят на математику почти вдвое меньше времени, чем шанхайские, а результаты у них одинаковые. Просто в Финляндии выше продуктивность занятий — то есть количество информации, которую ученик усваивает.

Кроме того, школа часто просто противоречит сама себе. В течение 11 лет учеников учат творческому и системному мышлению, развивают умения и навыки, а в конце учебы дают им стандартизированный тест с однотипными вопросами. Понятно, почему многие ребята уходят " в подполье" к репетиторам и забивают на школьную программу - творческое мышление никак не поможет написать эссе в ЕГЭ по истории или по русскому языку, где для высокого балла нужно знать критерии проверки и четко в них укладываться.

ПРОБЛЕМА 3. НЕДОВЕРИЕ К УЧИТЕЛЯМ

Бесконечные отчеты, учебные планы и постоянный контроль за каждым шагом — 99 процентов учителей сейчас понимающе кивают головами, читая эти строки. Чиновники же разводят руками: а как иначе понять, что творится в школе где-нибудь в глубинке?

- Министерство образования разрабатывает учебную программу, спускает ее вниз, и ей пользуются все учителя, - перечисляет Андреас Шляйхер. - Примерно по таким же схемам работают фабрики. Такой подход к образованию применяется не только в России, но и в США, и во многих других странах. Но это больше не работает — мир меняется быстрее, чем учебные планы. Нужно меньше предписывать преподавателям, что им делать, и больше полагаться на их опыт.

ПРОБЛЕМА 4. НЕ УЧИМСЯ ДРУГ У ДРУГА

Довериться профессионалам — хороший совет. Вот только с профессионализмом у наших педагогов бывают проблемы. В последние годы в педагогические вузы шли, в основном, троечники. А и из них затем в школу шли работать лишь те, кто не смог найти для себя более прибыльное занятие. Да и педагоги из более старшего поколения не всегда компетентны в своем предмете. Как показывают последние мониторинги Рособрнадзора, почти 20 процентов российских педагогов допускают ошибки в своем предмете даже на уровне базовой программы.

- Нужно, чтобы педагоги взаимодействовали друг с другом, - считает эксперт. - Только один из 10 преподавателей знает, как ведут занятия его коллеги, хотя это очень важно для его профессионализма. Чем больше педагоги взаимодействуют друг с другом, тем выше их эффективность, тем больше они удовлетворены своей работой. Кроме того, для развития профессионализма важно следить за научными открытиями. Например, были сделаны серьезные открытия о том, как работает наш мозг, как мы потребляем информацию - но учителя никак не используют эти знания на практике. Более того, по ряду дисциплин школа находится там же, где и 80 лет назад, а нужно быть более современными.

ПРОБЛЕМА 5. НЕ УМЕЕМ ПРИМЕНЯТЬ СВОИ ТАЛАНТЫ

У американцев есть такое выражение — если ты такой умный, то почему ты такой бедный? Что-то похожее приходит на ум, когда смотришь на высокие результаты России в международных рейтингах образования и на то, что творится в нашей экономике. Наши школьники выигрывают международные олимпиады по математике, физике, программированию и робототехнике — но "отечественные" смартфоны собираются в Китае, а продукция автопрома часто вызывает недоумение.

- Мало просто иметь таланты, нужно уметь ими пользоваться, - объясняет Андреас Шляйхер. - Например, в исследованиях математической грамотности США показывают более низкие результаты, чем Россия. Зато Штаты продуктивнее используют те умения, которые есть у их граждан. А российская экономика — одна из худших в мире с точки зрения того, как полученные в школе навыки применяются на рабочих местах. Во всем мире сейчас очень сильна связь между учениями и доходами: чем лучше ты знаешь свое дело, тем больше зарабатываешь. В России же это не так.

Данные опроса родителей, проведенного РАНХиГС

Данные опроса родителей, проведенного РАНХиГС

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

КСТАТИ

Почему в России непопулярны реформы образования?

Виктор Болотов, научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ, академик Российской академии образования:

- Не секрет, что в России реформы образования часто воспринимаются в штыки. Один из самых ярких примеров — это введение Единого государственного экзамена. ЕГЭ стал обязательным еще в 2009 году, и до сих пор звучат предложения его отменить.

Но если посмотреть внимательнее, то становятся очевидны причины подобной нелюбви. Например, ЕГЭ обрушил серый рынок, связанный с поступлением в вузы, когда приемные комиссии знали, с каким ребенком как работать, и вызвал неудовольствие в этих кругах.

У учителей тоже может быть "шкурный интерес", ведь по результатам единого экзамена оцениваются и сами педагоги, и школы. Несмотря на все призывы не использовать ЕГЭ для квалификации и дисквалификации школ и педагогов, только в прошлом году удалось убрать этот критерий из параметров оценки губернаторов.

ЕГЭ вызвал активные протесты и у родителей. Москвичи и петербуржцы даже проводили митинги под окнами ведущих университетов против "понаехавших" абитуриентов из регионов, которые получили более высокие баллы, чем жители столиц.

Самое интересное, что меньше всего нареканий ЕГЭ вызывает у самих учеников. Несмотря на то, что они стараются списать и ищут способы обойти единый экзамен, дети приняли эти правила и готовы по ним играть.

В целом, в нашем обществе сильны позиции традиционализма. Для многих родителей, бабушек и дедушек, оказалось трагедией, что их знания и опыт больше не соответствуют тому, что требует от их детей школа. Возможно, поэтому многие хотят вернуть назад прежнюю ситуацию, чтобы их умения были полезны детям.