Премия Рунета-2020
Саратов
+14°
Boom metrics

Бывший депутат обвиняется в мошенничестве

Наказанием за хищение средств у банка может оказаться незначительный штраф
Источник:kp.ru
Хозяйство Сулеймана Читаева.

Хозяйство Сулеймана Читаева.

Сотрудники «Газнефтьбанка» рассказали, как больше двух лет пытаются наказать за мошенничество экс-депутата и вернуть свои деньги.

Дело рассматривается в Ленинском районном суде Саратова, и буквально сегодня, 24 марта, пройдет очередное заседание. И вроде бы, по мнению представителей банка, картина преступления ясна: предприниматель обманным путем получил кредит в банке и не вернул деньги (представители банка уверены, что и не собирался возвращать). И схема, по которой были похищены деньги банка, следствием была раскрыта и даже практически доказана в суде. Но на последних заседаниях дело вдруг начало разваливаться, и есть подозрение, что подсудимый может отделаться «легким испугом».

ИСТОРИЯ С КРЕДИТОМ

Фигурант дела - не простой фермер, а бывший депутат Собрания Воскресенского муниципального района Сулейман Читаев. Уважаемый человек, заслуживший доверие односельчан, со связями. Последние 10 лет он продолжал дело своего погибшего отца - известного в Воскресенском районе фермера Хизри Читаева. Занимался выращиванием и переработкой подсолнечника, а также оптовой продажей подсолнечного масла и жмыха.

История с кредитом началась, когда Читаев взял кредит в размере 30 миллионов рублей на развитие своего производства в апреле 2014 года в «Газнефтьбанке». Поручителем по кредиту выступила мать Сулеймана - Мария Читаева. На суде представители «Газнефтьбанка», и в частности глава правления Алексей Ведменский, отметили, что никаких подозрений заемщик у них не вызывал. С его стороны во время заключения кредитного договора нареканий к банку тоже не было. Около 6 миллионов рублей Читаев забрал наличными сразу, остальное перевел на счета поставщиков подсолнечника в течение следующего месяца, при этом наибольшую сумму он отправил, как в дальнейшем выяснилось на следствии, в фирму-однодневку. Поначалу предприниматель даже исправно возвращал кредит. Правда, не основной долг, а только сумму по процентам. Платежи регулярно поступали около семи месяцев, до ноября 2014 года, но потом резко прекратились.

Служба безопасности банка пыталась связаться с Читаевым, как только образовалась задолженность, но тот, как говорят представители кредитной организации, на контакт не шел. После того как было отправлено письмо поручителю, Сулейман Хизриевич явился в банк. Но не для того, чтобы договориться о реструктуризации кредита или перекредитовании, как поступают заемщики, оказавшиеся в сложном финансовом положении, а, по сути, объявил банкирам тихую войну. И предпринял для этого ряд действий.

СТАЛ БАНКРОТОМ, ПОДДЕЛАЛ ПОДПИCИ

Так, в январе 2015 года он инициировал дело о банкротстве своего КФХ и практически одновременно с этим обратился в Арбитражный суд с требованием признать недействительным договор поручительства по кредиту в «Газнефтьбанке». Согласно экспертизе подпись Марии Читаевой в договоре поручительства оказалась поддельной, кто же выполнил подписи в договоре залога, экспертиза сказать не смогла. Возможно выполнение подписи как другим лицом, так и намеренное искажение своей подписи. Более того, Сулейман Читаев в суде по уголовному делу признал, что подделал подпись матери сам, в ее присутствии.

По мнению главы правления «Газнефтьбанка» Алексея Ведменского, семья Читаевых все спланировала с самого начала: подделать подписи, чтобы оградить свое имущество от возможного взыскания в счет непогашеного кредита, так как при недействительных договорах поручительства и залога кредит на 30 миллионов рублей, оформленный Сулейманом Читаевым в «Газнефтьбанке», оказался ничем не обеспеченным. Необеспеченный кредит и банкротство предприятия заемщика стали не единственным сюрпризом «Газнефтьбанку». Приоритетным кредитором в деле о банкротстве КФХ Читаева оказывается некто Алексей Щербак и его компания «САНОЙЛ». Выяснилось, что буквально в конце 2014 года, то есть прямо перед началом процедуры банкротства крестьянско-фермерского хозяйства, Щербак продал Читаеву «много бочек», если точно, 1100 тонн, подсолнечного масла на 40 миллионов рублей. Банкиров заинтересовало, зачем. Ведь Сулейман Читаев подсолнечное масло производит и продает сам. Причем продает его именно через «САНОЙЛ».

Как выяснилось в суде, с Сулейманом Читаевым его давно и многое связывает. Фирма «САНОЙЛ», например, зарегистрирована в помещении, принадлежащем Марии Читаевой. Оба предпринимателя обслуживаются в одной и той же бухгалтерской фирме - ООО «Гроссбух», но платил за услуги обеих фирм Читаев. Банкирам сложно было поверить, что сделка с поставкой солнечного масла на 40 миллионов рублей была простым стечением обстоятельств. Бухгалтер Читаева и Щербака, Марина Кобалева, сообщила в суде, что крупная поставка масла не была отражена в балансовых документах предприятий. Но даже если допустить, что предприниматели договорились устно, то это все равно незаконно. Обязательства по уплате налогов никто не отменял.

НЕ РАБОТАЛ, НЕ ПЛАТИЛ

В ходе предварительного следствия вскрылись и другие странности в делах семьи Читаевых. По показаниям сотрудников КФХ Сулеймана Читаева, хозяйство не работало практически весь 2014 год. По словам одного из свидетелей, «того объема семечки, которое вырастил сам Читаев, было недостаточно для переработки, а закупать семечку он не мог, так как был всем должен».

Кроме того, по показаниям сотрудников КФХ Читаева, основную часть семян подсолнечника, которые собирали на полях КФХ, якобы забирали за долги. А фермеры, у которых Читаев раньше сам покупал семечку, отказывались с ним работать из-за того, что тот не оплачивает поставленный товар. Сотрудники рассказывали следователям и о том, что в КФХ им задерживали заработную плату, кого-то Читаев уволил без расчета, кому-то не отдал не только заработанные деньги, но и трудовую книжку. Большая часть этих свидетелей, правда, в суде от своих прежних показаний отказалась. Люди путанно объясняли, что расчет им все-таки выдали и причин жаловаться на своего бывшего работодателя у них уже нет. Не исключено, конечно, что обвиняемый в мошенничестве с кредитом предприниматель или кто-то из его окружения успел до суда «побеседовать» со свидетелями и обо всем «договориться».

В суде же рассказали и о других уловках, которыми пользовался Сулейман Читаев в ведении своих дел. Следователи обнаружили некую фирму, услугами которой предприниматель, как предполагается, пользовался для вывода части средств, полученных в кредит от «Газнефтьбанка».

ЛОЯЛЬНОСТЬ СУДА УДИВИЛА БАНКИРОВ

Исходя из описанной в суде истории, довольно сложно усомниться в отсутствии у Сулеймана Читаева корыстного умысла при оформлении 30-миллионного кредита в банке. Не сомневалось в наличии этого умысла и следствие, и гособвинение. До последнего момента. 13 марта Сулейман Читаев вдруг заявил суду, что отвергает обвинения в крупном мошенничестве, но готов признать факт незаконного получения кредита и подделку подписей. А гособвинение не стало настаивать, фактически поддержав позицию подсудимых и потребовав смягчить обвинение.

- Я получил кредит и намеревался отдать все деньги. Я отдавал их в течение семи месяцев, но перестал платить в связи с тяжелой экономической обстановкой на моем предприятии. Я оказался не в состоянии платить, - по словам банкиров, пояснил суду Читаев. - Я признаю, что незаконно получил кредит. При оформлении, когда мне дали анкеты для заполнения, я скрыл от банка и не указал всех своих кредиторов. Я знал, что в случае, если я укажу всех кредиторов, деньги мне не выдадут. И плюс еще я расписался за свою мать.

На следующем заседании суда, 15 марта, помощник прокурора Николай Прохоров выступил с ходатайством о переквалификации деяний подсудимых с части 4 статьи 159.1 УК РФ «Мошенничество в сфере кредитования» (предусматривает наказание в виде реального лишения свободы на срок до 10 лет), объяснив этот шаг недостаточностью собранных доказательств. Теперь Сулейман Читаев обвиняется в получении кредита путем предоставления банку заведомо ложных сведений о финансовом состоянии индивидуального предпринимателя, причинившего крупный ущерб. Возможно, Сулейман Читаев в конечном итоге отделается штрафом.

Мария АЛЕКСЕЕВА.