Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Звезды21 марта 2017 22:00

Сергей Безруков: В семье надо отдыхать, а не руководить!

В прокат вышел фильм «После тебя». Исполнитель главной роли и его жена - режиссер Анна Матисон побывали на Радио «Комсомольская правда» [видео]
Анна: «Режиссер я только на съемочной площадке, в жизни мы - семья».

Анна: «Режиссер я только на съемочной площадке, в жизни мы - семья».

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

В фильме «После тебя» Сергей Безруков играет артиста балета Алексея Темникова, человека с почти невыносимым характером, патологически упрямого, безумно гордого, невероятно требовательного к себе и окружающим. По всем этим причинам он 20 лет назад покинул балет, насмерть рассорившись с коллегами. Теперь у него сеть аптек, которая приносит деньги и возможность ездить на «Феррари», только радости не дает никакой. «Я был как Моцарт, а стал как гребаный Сальери!» - восклицает Темников, который боится, что загубил талант и не оставит после себя ничего. А это «после» уже приближается: из-за старой травмы герой Безрукова скоро потеряет возможность ходить. И ему смертельно хочется напоследок осуществить мечту - поставить балет на музыку Стравинского.

«После тебя» - картина по-честному мелодраматичная, откровенно зрительская, но при этом в ней виден авторский почерк. И это напоминание о том, что Сергей Безруков - великолепный актер, которого до сих пор использовали в чисто коммерческих проектах, а авторский кинематограф обходил его стороной. Фильм Анны Матисон стал фактически первой работой Безрукова в авторском кино.

Накануне премьеры Сергей и Анна пришли на Радио «Комсомольская правда».

«Это новый Безруков»

- Таким, как в фильме «После тебя», я еще не был, - говорит Сергей. - Это действительно новый Безруков. Может быть, он понравится даже тем, кто не был поклонником «старого» Безрукова... Хочу сказать огромное спасибо Ане как сценаристу и режиссеру за то, что она увидела во мне совершенно другого артиста. Раньше почти во всех моих ролях я был персонажем с открытым, ярким темпераментом - душа нараспашку. А здесь герой находится как бы в стальной броне, и о ядерных эмоциональных взрывах у него внутри мы только догадываемся - по глазам, или, например, по тому, как он держит спину...

Анна: - Темников - абсолютно вымышленный персонаж. Тем свободнее мы могли себя ощущать, не боясь, что мы кого-то заденем и обидим. Поэтому мы не испытывали опасений, когда показывали фильм людям, которые отдали свою жизнь балету. Им некого было здесь узнавать.

Сергей: - Но они в принципе угадывают в этом персонаже свою судьбу, они ведь в своей профессии абсолютно сумасшедшие люди, готовые пожертвовать всем ради искусства. У нас была премьера, на которую пришли и Сергей Филин, и Вячеслав Михайлович Гордеев, и Михаил Лавровский, и Азарий Плисецкий, и Мария Александрова. Мне было интересно, как они отреагируют. Хоть фильм не про балет, но все равно я играю бывшую звезду Большого театра - а бывшую звезду Большого видно, даже когда он просто стоит на автобусной остановке... Они сказали: действительно это трагическая судьба, но судьба человека, который хорошо им знаком, они во многом сами такие.

Музыкальный Чичиков

- Анна, есть актер Сергей Безруков, а есть балет. Как вам пришла в голову мысль соединить одно с другим?

- Есть замечательный спектакль «Похождение» по мотивам «Мертвых душ», он долго шел во МХАТе. В спектакле много замечательных артистов, но держится все на Чичикове - его играет Сережа, который практически не уходит со сцены. И там большое количество музыкальных вкраплений. Они не предполагают никакого танца, Чичиков не пускается в пляс, но он в высшей степени музыкально двигается. Я видела, как Сережа слышит каждую музыкальную фразу - вот основная линия, вот побочная, вот он выделяет одно, вот - другое... А я так люблю людей, которые слышат музыку, это такой редкий дар. Даже среди профессиональных танцовщиков музыку слышат не все, что уж тут говорить про артистов драматических!

А после спектакля Сережа выглядел, как все балетники - был фарфоровым, прозрачным. Они же теряют за спектакль по несколько килограммов. Зайдите после спектакля за кулисы Мариинского театра, вы увидите: они какие-то небожители, выложившиеся, отдавшие душу... И вот Сережа был после «Похождения» именно таким. И этот образ стоял у меня в глазах. Хотя, конечно, у героя «После тебя» нет ничего общего с Чичиковым!

Сергей: - В Школе-студии МХАТ я занимался танцами. Мне это очень нравилось, и у меня хорошо получалось. Лариса Борисовна Дмитриева, мой педагог, говорила: «Ты мой Барышников!» Было ужасно приятно, потому что Михаил Барышников - мой кумир, гений номер один в балете. Слава богу, он жив-здоров, я даже имел счастье увидеть его на сцене, а после спектакля вместе с ним сфотографироваться и испытать абсолютно детское ощущение счастья. Я вдруг понял и осознал, что испытывают совсем юные поклонницы, которые фотографируются со мной...

Анна Матисон увидела в Сергее совершенно другого артиста - и в результате в «После тебя» он исполнил одну из лучших киноролей в карьере. Фото: Юрий БОГОМАЗ

Анна Матисон увидела в Сергее совершенно другого артиста - и в результате в «После тебя» он исполнил одну из лучших киноролей в карьере. Фото: Юрий БОГОМАЗ

«У нас патриархат»

- Ни для кого не секрет, что вы муж и жена (в июле у пары родилась дочь Маша. - Ред).

Сергей: - Да, и я счастлив, что у нас замечательные отношения. Но то, о чем хотелось бы говорить вслух, - что я как актер нашел своего сценариста и режиссера. И я сейчас куда более осмотрительно отношусь к предложениям от других режиссеров. Я стал более ревниво, даже, могу сказать, предвзято смотреть на сценарии. Это ведь залог хорошего кино.

- Анна, вы режиссер. Вы и в личной, семейной жизни как-то режиссируете Сергея?

- Нет.

- А с другой стороны, и Сергей не просто актер, а руководитель Московского Губернского театра. Может быть, он пытается вами руководить?

Анна: - У нас патриархат.

Сергей: - В семье надо отдыхать, а не руководить.

- С близким человеком работать легче или сложнее, чем с посторонним?

Анна: - Мне, конечно же, легче. Но тут надо понимать, что Сергей - гениальный артист, и для любого режиссера счастье с ним работать: Сережа живет своим персонажем, полностью перевоплощается в него. На съемках «После тебя» люди его не узнавали - проходили мимо и спрашивали: «А где Сергей?» Да вот же Сергей стоит, просто он вжился в роль, и у него другая осанка, другая линия шеи, выражение лица, что-то постороннее и незнакомое мне... Или я вижу, как Сережа, будучи человеком, абсолютно не пьющим в жизни, читает сценарий о человеке, крепко выпивающем. У него вдруг становится одутловатое лицо, тяжелый взгляд, и я узнаю алкоголика. Это выглядит не то что убедительно, а пугающе. И работать с ним просто еще и потому, что я чувствую поддержку, знаю, что мы оба работаем на результат.

- А как, кстати, непьющему артисту вжиться в образ алкоголика?

Сергей: - Иногда артист играет в кино пьяного - а взгляд у него трезвый! Он делает пластику, вялую речь, казалось бы, все что нужно, но взгляд мгновенно выдает в нем шпиона, который только маскируется под пропойцу. Хотя секрет именно во взгляде: если ты хочешь произвести впечатление пьяного, смотришь как бы сквозь собеседника, мимо него, на какой-то несуществующий образ, который его замещает. Артисты, которых я очень люблю - например, потрясающие Андрей Мягков и Николай Гриценко, играли пьяных, и ты вдруг ловил себя на мысли: «Они что, правда напились?» Потому что именно взгляд они виртуозно умели делать совершенно пьяным.

- Только что вышел клип, где вы поете «Романс», одну из лучших песен группы «Сплин»...

Сергей: - А еще сейчас мы готовим диск. Подходим к исполнению авторских, своих собственных песен, к своей рок-группе. Этого я в своей жизни еще не делал. Конечно, я пробовал себя в вокале, пел в спектаклях, исполнял песни Высоцкого. Или еще чьи-то чужие песни. Но выйти и петь специально сочиненные для тебя рок-композиции, петь своим голосом, почувствовать, что имеешь на это право... Такое со мной впервые.

Безруков впервые попробовал себя в образе танцовщика и хореографа. Фото: Кинокомпания Сергея Безрукова

Безруков впервые попробовал себя в образе танцовщика и хореографа. Фото: Кинокомпания Сергея Безрукова

«Вышла замуж за лучшего человека»

- Анна, вы, похоже, режиссер строгий и требовательный. Скажите, а Сергей - требовательный, капризный, сложный? Как артист и как человек?

Анна: - Нет. Я бы не вышла замуж за такого человека, которого вы сейчас описали. Я вышла замуж за самого лучшего человека. (Кстати, Анна взяла фамилию мужа, так что Матисон теперь - ее творческий псевдоним. - Ред.) Поэтому мне здесь сказать нечего. Сережа прекрасный, очень командный, он задает высокую планку всем остальным. Знаете, зачастую средний артист говорит: «Мне нужен дублер, я тут падать не буду». А настоящие артисты, фанатики, сами откажутся от дублера, скажут: я сам упаду, только покажите мне как!

Сергей: - Не дай бог, зритель заметит в кадре дублера! Это такой стыд и позор! Поэтому только сам, от начала и до конца.

- Очень сложно, Сергей, смотреть документальные фильмы про вас (а их снимают все чаще). На экране - восторженные люди, которые рассказывают: «Ах, какой он потрясающий!..»

- Ужас! В «После тебя» как раз появляется и даже отчасти пародируется такой документальный фильм. Самое чудовищное, когда после артиста остаются вот такие передачи, такие фильмы, как говорит мой герой Алексей Темников, «комочки соплей», которые размазывают по тарелке плачущие люди, именующие себя друзьями покойного, хотя при жизни его друзьями не были... На самом деле после человека, особенно творческого, остается то, что он смог сделать. После композитора - музыка, после артиста - роли. Вот и рассказывайте о его ролях.

Я сам спрашиваю себя: какой документальный фильм о великих хотелось бы посмотреть? Владимир Семенович Высоцкий, допустим, писал в основном ночью. Говорил, что как будто что-то спускается к нему сверху и строчки вдруг рождаются одна за другой. Вот в этот момент хочется следить за человеком и понимать, как появляется на свет гениальная поэзия. Вот что хотелось бы попытаться разгадать - природу творчества. А что касается, например, Есенина, очень хотелось бы послушать, как он читает свои стихи. Аудиозаписи сохранились, но они не очень качественные и не дают ощущения живого голоса, чистых эмоций, обаяния...