Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Политика25 февраля 2017 13:58

«Мягкое подбрюшье России» может взорваться

Колумнист «КП» — о том, зачем Путин летит в Центральную Азию и почему это направление снова становится для нас важным
Эта поездка станет самым большим турне президента по странам Центральной Азии за последние годы

Эта поездка станет самым большим турне президента по странам Центральной Азии за последние годы

Фото: EAST NEWS

27 февраля Владимир Путин посетит Алматы, а затем — Душанбе и Бишкек, что станет самым большим турне президента по странам Центральной Азии за последние годы. Почему именно туда — и почему это важно? Согласно докладу Центра изучения кризисного общества «От Туркестана до Центральной Азии: политическое будущее региона», последний стоит на пороге масштабных изменений, которые затронут и Россию.

Несмотря на мирный переход власти в Узбекистане после смерти президента Ислама Каримова в прошлом году, ещё как минимум две республики — Казахстан и Таджикистан — рискуют утратить стабильность в связи с неизбежно приближающимся окончанием правления Нурсултана Назарбаева и Эмомали Рахмона. В 2017 году запланированы и президентские выборы в весьма непредсказуемой в политическом смысле Киргизии. Всё это создаёт угрозу дестабилизации, которая вкупе с продолжающимся ухудшением экономического положения в регионе может привести к очень серьёзным последствиям.

Сегодня мы имеем наглядный пример в лице Евросоюза, страдающего от нашествия мигрантов из разорённых африканских и ближневосточных государств. При этом под боком у России в Центральной Азии проживает около 65 млн. человек, которые могут создать нам не менее существенные проблемы. Едва ли мы хотим получить собственный Ирак в «мягком подбрюшье» со всеми сопутствующими явлениями, наподобие потока беженцев, наркотрафика и радикального исламизма. Есть основания полагать, что дестабилизация Центральной Азии может обернуться для России гораздо более серьёзными проблемами, нежели текущий полураспад Украины, в силу географических, ментальных, религиозных и прочих факторов (напомним, протяжённость весьма слабо охраняемой границы РФ с Казахстаном — 7,5 тыс. километров).

Неблагоприятные тенденции, к сожалению, наблюдаются уже сегодня. Во-первых, начавшийся несколько лет назад кризис в России стал причиной возвращения части мигрантов на родину, что усилило давление на и без того не блестящую экономику республик Центральной Азии.

Во-вторых, США в последнее время теряют интерес к региону, что, с одной стороны, является для нас фактором положительным, но с другой — нагружает Москву дополнительной ответственностью, поскольку ещё один крупный региональный игрок в лице КНР пока что хоть и заинтересован в стабильности республик, но не ставит это в число первых приоритетов своей внешней политики.

В-третьих, сохраняется риск перетекания радикальных группировок с Ближнего Востока в Афганистан и далее — в республики Центральной Азии. Нападение боевиков на казахстанский город Актобе в прошлом году и другие подобные инциденты указывают, что такие риски существуют даже сейчас.

Россия стремится усилить роль в деле сохранения стабильности соседних республик, но это упирается как в финансы (ну не можем мы взять на содержание ещё несколько десятков миллионов бывших соотечественников), так и в недостаточно эффективное применение нами принципов «мягкой силы». Например, мы легко прощаем многомиллионные долги, но никак не акцентируем на этом внимание жителей республик. В итоге они воспринимают такие шаги с нашей стороны как должное, в то время как те же американцы какую-нибудь раздачу бесплатных учебников по английскому языку обставляют так, будто спасают Центральную Азию от неминуемого краха.

Владимир Путин как выдающийся стратег выбрал удачное время для своего визита — пока новая администрация его американского коллеги Дональда Трампа занята преимущественно внутренними проблемами, российский президент спешит расширить влияние в этом важном для нас регионе. Хотелось бы верить, что Центральная Азия, в отличие от Украины, не станет для Москвы источником новых проблем.