Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+1°
Boom metrics
Звезды18 февраля 2017 14:00

Борис Смолкин: Никогда не хотел дочку – только сына. Оба раза так и случилось

Актер рассказал "Комсомолке", как воспитал двух мальчиков с разницей в четверть века
Борис Смолкин и его младший сын Глеб. Фото: из личного архива актера

Борис Смолкин и его младший сын Глеб. Фото: из личного архива актера

В феврале ы поздравляем своих мужчин с 23 февраля. А как воспитать настоящего мужчину? В строгости и дисциплине или ласке и любви? К каждому ребенку нужен свой подход. О том, как он воспитывал своих сыновей, «Комсомолке» рассказал актер Борис Смолкин.

«РАДИ ДЕТЕЙ ОТ МНОГОГО ОТКАЗЫВАЕШЬСЯ»

- Борис Григорьевич, у вас двое, и один старше на 25 лет. Есть разница, когда ребенок появляется в зрелом возрасте?

- Конечно, рождение обоих сыновей – одни из главных событий в моей жизни, что старшего, что младшего. Другое дело, что рождение старшего, поскольку я был еще молодой, не затмило моих устремлений, желаний. Я метался, старался все успеть, иногда и погулять хотелось. А рождение второго ребенка – это для меня было… Даже не очень могу описать. Конечно, по-другому к этому относишься, по-другому понимаешь. Не его понимаешь – Глеба я так же не понимал, как и старшего. Иначе относишься к своей ответственности, даже не знаю, как это сформулировать. Ответственность лежит на тебе грузом, когда сын появляется в солидном возрасте (когда родился второй сын, Глеб, актеру был 51 год. – прим. ред.). Уже от чего-то отказывался, старался больше провести время с ним.

- Чувства другие?

- Чувства не к нему другие, а скорее к себя. Анализируешь свои поступки уже немножечко иначе. Поступать и делать что-то иначе. От многого отказываешься, стараешься больше времени провести с ребенком.

- А воспитание различается?

- Я в воспитание вкладывал очень простую мысль: только личным примером. Другого нет воспитания. Но – если этот пример для него убедителен. Если не убедителен, тогда все.

- Вот Олег Басилашвили рассказал, что он по ночам пеленки стирал. А вы?

- И гладил, и стирал! И утром ходил в молочную кухню. Все делал! И в садик водил, и с собой в театр таскал, поскольку не всегда его было с кем оставить. В два с половиной года он сидел один в первом ряду. Его опекали билетеры. Но он очень тихо сидел, спокойно и не кричал, что он меня узнал на сцене. Он очень серьезно к этому относился. И вообще я его таскал всюду с собой.

- Книжки в детстве им читали?

- Конечно, много читал! Со старшим мы договорились, что вечером, перед сном, когда я укладываю его спать, он задает мне пять любых вопроса. Любых. На любую тему. Если я не знаю ответа на какой-нибудь, то обещаю ответить завтра. Мы так играли, после чего он благополучно засыпал. Это такая увлекательная игра.

- Бывали каверзные вопросы?

- Неоднократно! Были вопросы, которые ставили меня в тупик! И я искал целый день до следующего вечера ответ. С младшим эта игра как-то меньше прижилась. С ним мы больше играли в настольные игры в настольный хоккей он очень любил играть.

Папа, мама и я - дружная семья. Здесь сын младше. Фото: личный архив

Папа, мама и я - дружная семья. Здесь сын младше. Фото: личный архив

«МЕНЯ ДАЖЕ СОБАКА НЕ СЛУШАЕТСЯ»

- Борис Григорьевич, ругали за двойки и шалости?

- Чаще это у меня вызывало смех почему-то. Старший, например, мог с приятелем уехать к нам на дачу. Однажды он у бабушки, моей мамы, у нее была коллекция юбилейных монет, она не то, чтобы собирала - откладывала. Он их по номиналу продал в соседнем ларьке. Лет двенадцать ему было. В классе сожгли классный журнал – я не уверен, что это он.

- Вы его подвергли санкциям?

- Что вы, какие санкции?! У меня со старшим отношения были скорее как с младшим братом. С младшим сыном уже немножко иначе.

- С младшим вы стали строже или, наоборот, балуете больше?

- Я строже, наверно, не могу быть, по определению я просто не могу быть строгим! (смеется). Я высказываю свои замечания, и все. Послушает – хорошо, не послушает, ну что же, что я могу сделать. Настоять на своем? Меня даже собака не слушается!

- В общем, не давите на психику.

- Нет, не давлю! (смеется). Старший больше обращался ко мне с какими-то вопросами. Советовался чаще. Младший сейчас тоже стал спрашивать, раньше этого меньше было.

- У вас очень демократичный стиль воспитания.

- А как иначе? Похоже, ч так же рос, меня так же воспитывали. Мама, правда, была пожестче, могла настоять на своем. А папа был очень мягким. В этом я, наверно в папу.

ОТКРОВЕННО

Вот какой сын вырос - спортсмен и вообще красавчик. Фото: личный архив

Вот какой сын вырос - спортсмен и вообще красавчик. Фото: личный архив

«ВОЗДЕЙСТВУЮ ТОЛЬКО СЛОВОМ»

- Борис Григорьевич, а если бы родилась девочка?

- Девочек я вообще не понимаю, никогда не хотел иметь дочку. Я не понимал, что с ними делать. И не понимаю до сих пор. У меня было огромное желание, чтобы был мальчик. И в первый раз, и второй.

- Говорят, мальчишек нужно держать в узде, утверждать авторитет отца, чтобы выросли мужчинами.

- Жестких методов я не понимаю и не думаю, что они продуктивны. Надо все-таки обращаться чуть повыше, чем филейная часть. Надо к разуму обращаться взывать все-таки. Нельзя все время, не только в воспитании, но и вообще, находиться ниже пояса. Это неправильно. Поскольку у меня и профессия, связанная со словом, я всегда воздействовал словом.

- То есть вы друзья, что со старшим, что с младшим?

- Я надеюсь. Хотелось бы в это верить.