Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Наука3 февраля 2017 9:20

Платные парковки заставят пересесть в беспилотные авто

Ученые объяснили, почему люди будут вынуждены выбирать водителей-роботов
Bеру в скорое пришествие беспилотного автомобиля разделяют и ученые

Bеру в скорое пришествие беспилотного автомобиля разделяют и ученые

Фото: EAST NEWS

Вы считаете, что автомобили, которые передвигаются без помощи человека это дело далекого будущего? Тогда вы глубоко заблуждаетесь! Большинство крупных автопроизводителей анонсировали выпуск готовых машин уже к 2020 году. Аналитики консалтинговой компании Juniper Research подсчитали, что к 2025 году (то есть через восемь лет!) по дорогам мира будут колесить 22 миллиона машин без водителя. При этом каждый второй продаваемый автомобиль окажется самоуправляемым.

РОБОТ СЭКОНОМИТ 32 ТЫСЯЧИ В МЕСЯЦ

Эту веру в скорое пришествие беспилотного автомобиля разделяют и ученые. И даже называют причину, которая станет главной движущей силой беспилотной революции: это дикие цены за парковку в мегаполисах! Как автопилот поможет своему хозяину сэкономить, объяснил в своем исследовании под названием «Самоуправляемые автомобили будут менять города» доцент Международного института экономики и финансов Высший школы экономики Роман Захаренко.

Спрашивается, какая связь между платой за стоянку и технологией беспилотного вождения? Оказывается самая прямая. В Москве стоимость парковки на 133 улицах в центре города составляет 200 рублей в час. Значит, вам придется выкладывать 1600 рублей, чтобы пристроить машину на стоянке в течении 8-часового рабочего дня. В неделю парковка «сожрет» у вас 8 тысяч рублей, а за месяц из вас заботливо вытрясут 32 тысячи рублей. Можно, конечно, отказаться от машины и пересесть на общественный транспорт - чего и добиваются власти мегаполисов по всему миру.

Но самоуправляемый автомобиль разрешает эту дилемму легко и просто: высадив своего хозяина он уезжает из центра, находит бесплатное (или очень дешевое) парковочное место и, как верный пес, ждет, когда владелец подаст команду «К ноге!» При этом по мнению Романа Захаренко, проблемы пробок решить не удасться, но горожане согласятся проводить в пути больше времени, поскольку не надо будет тратить время и силы на управление авто. Ведь пути можно будет заняться своими делами. Поспать, например. Или посмотреть футбол по телевизору.

И ТУТ СУПЕРКАР ГОВОРИТ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ГОЛОСОМ...

В теории принципы беспилотного управления выглядят убедительно: ультразвуковые сенсоры, видеокамеры и лазерные сканеры собирают информацию о том, что происходит вокруг, мощный компьютер ее мгновенно обрабатывает и управляется с авто не хуже Шумахера. Но что произойдет на практике, когда роботизированные машины столкнутся с живыми водителями? Об этом ученые говорили на конференции Nissan Futures в Барселоне.

- Последствия столкновения на дороге искусственного интеллекта и человеческого могут быть самыми непредсказуемыми, - говорит Маартен Сиерхиус директор исследовательского центра Nissan в Силиконовой долине. - Поэтому мы попытались понять алгоритм человеческого поведения. Мы установили видеокамеры на перекрестках оживленных городов США, Китая, Бразилии, Сингапура... Нам важно было понять, как представители разных культур пользуются пешеходными переходами, реагируют на сигналы светофора, соблюдают правила пересечения перекрестков и т.д. Потом эти данные проанализировали антропологи и мы поняли: для того чтобы люди доверяли автономному автомобилю, чтобы он гармонично вписался в общество, мало привить компьютеру человеческую модель поведения - мы должны научить машину... общаться.

Вот типичная ситуация: на перекрестке автомобиль должен уступать машинам, которые плотным непрерывным потоком двигаются по главной дороге. Лезть в наглую нельзя. Но и бесконечно пропускать тех, кто на главной тоже невозможно - иначе будут недовольны водители сзади. Значит робот должен дать понять окружающим, какое решение он принял. Для этого предлагается установить на беспилотниках два новых вида оборудования. Во-первых, это табло, где будут высвечиваться текстовые команды (или пиктограммы) для пешеходов и других водителей «После вас», «Стоп» или другие. А во-вторых дисплей с цветным индикатором намерений со спектром от нейтрального голубого до красного (означает «неотложная необходимость выполнить маневр»).

Но в каждой стране своя манера вождения. Например, Москве свойственен плотный трафик и агрессивная езда. А где-нибудь в Германии в ходу «пенсионерская», по нашим меркам, манера поведения на дороге. Будут ли производители беспилотников адаптировать свои машины к национальным особенностям?

- Я думаю, нет. У каждого водителя свой индивидуальный стиль, - говорит Стюарта Каллегари, глава направления систем автономного вождения Nissan, - И мы можем обучить автопилот привычкам его хозяина. Например, кто-то объезжает препятствие по большой дуге, кто-то «облизывает» впритирку. Компьютер может запомнить и воспроизводить эту манеру езды. Но я убежден, что автопилот должен ориентироваться на стандартное вождение. Вы часто можете наблюдать, как в пробках люди пытаются протиснуться вперед перестраиваясь из ряда в ряд, но это только замедляет движение потока в целом. Математики давно доказали, что ускорение одного - замедляет движение остальных. Потоком автономных машин должна управлять общая компьютерная система. В результате ряд машин не будет тормозить, чтобы пропустить одного эгоиста и общая скорость движения гарантированно увеличится.

А В ЭТО ВРЕМЯ

В России «очеловечили» искусственный интеллект

Это поможет системам компьютерного зрения избегать серьезных ДТП

Водитель-робот далеко не всегда способен действовать адекватно дорожной ситуации. В этом фанаты беспилотного движения успели убедиться в прошлом году, когда самоуправляемый автомобиль «Тесла» впервые в истории попал в аварию со смертельным исходом. Водитель доверился автопилоту и смотрел фильм про Гарри Поттера, а компьютерная система не увидела на фоне слепящего солнца белый фургон с длинным свесом и высоким дорожным просветом, который выехал на перекресток.

Однако специалисты российской компании Cognitive Technologies разработали технологию компьютерного зрения, которая в этой ситуации смогла бы принять верное решение и спасти жизнь своему хозяину. Она имитирует работу человеческого мозга, который постоянно сопоставляет текущую картину мира с тем, что видел несколькими мгновениями ранее. Иными словами, ослепленный солнцем автопилот Cognitive Technologies вспомнил бы, что видел белый фургон несколькими секундами ранее на пересекающейся траектории. Этого бы хватило, чтобы избежать столкновения.

- Фактически мы в чем-то научились моделировать функцию гиппокампа человека, - говорит руководитель департамента разработки беспилотных транспортных средств Юрий Минкин. - Этот отдел головного мозга отвечает за удержание внимания и выделяет в потоке внешних сигналов наиболее важную информацию по текущей ситуации. Гиппокамп выполняет функцию хранилища кратковременной памяти, как ОЗУ компьютера. Эта технология дает нам серьезное преимущество.