Премия Рунета-2020
Москва
+11°
Boom metrics
Общество3 октября 2016 18:00

Чиновники наживались на нелегальных маршрутках

Столичных водителей сотрудники Ространснадзора заставляли платить взятки
Мы решили разобраться в основных коррупционных схемах.

Мы решили разобраться в основных коррупционных схемах.

Фото: Иван ВИСЛОВ

В последнее время коррупционные разоблачения поражают своим размахом. То у полковника МВД Захарченко нашли 30 млрд. рублей. Как годовой бюджет Екатеринбурга. То выяснилось, что руководство столичного Ространснадзора крышевало почти весь общественный транспорт Москвы и области.

Попались чиновники на сущей ерунде - получили взятку в миллион с лишним рублей. После Захарченко это, конечно, мелко, но следствие-то продолжается.

Сейчас суд арестовал троих главных транспортных коррупционеров. До 21 ноября за решеткой посидят руководитель центрального управления государственного автодорожного надзора (УГАДН) по Московской области Игорь Суржик и замначальника отдела автодорожного надзора по ЗАО, ЮАО, ЮЗАО УГАДН Максим Моргун. Примкнувшему к ним Артему Высоцкому (рядовой инспектор по Москве) дали домашний арест.

Обычные водители с Ространснадзором не сталкиваются. Это федеральное ведомство (подчиняется Минтрансу) контролирует общественный транспорт в городах, а на трассах следит, чтобы фуры не катались с перегрузом. Зато коммерсанты, которые возят товары, буквально воют от «предприимчивости» инспекторов.

На днях в Армавире взяли сотрудника УГАДН за взятку в 100 тысяч рублей. В Вологде посадили сразу шестерых инспекторов автодорожного надзора - они брали мзду вообще со всех дальнобойщиков, проезжавших мимо.

29 сентября 2016 года Генпрокуратура наказала девять сотрудников Ространснадзора по ЦФО за нарушения антикоррупционного законодательства. Чиновники в обход законов без конкурса делали все закупки только у одного предпринимателя.

ДАЙТЕ МНЕ ОСЬ, И Я РАЗБОГАТЕЮ

Мы решили разобраться в основных коррупционных схемах.

Настоящая кормушка - взвешивание фур на федеральных дорогах. По правилам грузовик с товаром не должен весить больше 40 тонн. Кроме этого, отдельно учитывается и нагрузка на каждую ось (чисто российское ноу-хау, в Европе такого нет). Если неправильно заполнить прицеп и передавить какое-то колесо, то штраф гарантирован - хотя общая масса машины может оставаться в пределах нормы.

Начальник управления Ространснадзора по Московской области Игорь Суржик брал с нелегальных маршруток взятки, чтобы те не платили разорительные штрафы. Фото: Михаил ДЖАПАРИДЗЕ/ТАСС

Начальник управления Ространснадзора по Московской области Игорь Суржик брал с нелегальных маршруток взятки, чтобы те не платили разорительные штрафы. Фото: Михаил ДЖАПАРИДЗЕ/ТАСС

- Нигде в стране нет частных весов, показывающих нагрузку на оси, - рассказал «КП» председатель профсоюза водителей-дальнобойщиков Александр Котов. - Такое оборудование есть только у проверяющих служб. Грузовик может весить 37 - 38 тонн (с запасом вписываться в нормы), но все равно фирму накажут.

Штраф на юрлицо от 150 до 800 тысяч рублей. Пара таких протоколов, и коммерсант просто разорится. Поэтому инспекторы за благодарность соглашаются выписать штраф только на должностное лицо - это уже 25 - 30 тысяч рублей.

ВОЛШЕБНЫЕ ВЕСЫ

Ладно бы контролеры наказывали одних нарушителей, которые ездят с перегрузом и портят дороги. При помощи «правильных» весов инспектора могут прижать любого!

- Все дальнобойщики знают проклятое место в Набережных Челнах (Татарстан), - рассказала «КП» хозяйка транспортной фирмы Екатерина. - В городе три пункта весового контроля, объехать их невозможно. Все транзитные фуры проверяют в каждом месте. Двое весов проходишь нормально, а на третьих у тебя неожиданно обнаруживают перегруз.

Дальше все грузовики-нарушители отправляются на штрафстоянку в 70 километрах от города. Водитель на такси должен съездить в местный УГАДН и оформить протокол. Работники у весов бумаги сами не заполняют. Если фуру тормознули ночью, шоферу надо дождаться следующего дня, чтобы попасть на прием. При этом час пользования спецпарковкой стоит 150 рублей.

- По всей стране хозяева штрафстоянок подкармливают инспекторов, - рассказал «КП» источник в Ространснадзоре. - Обычно полученные деньги делят 50 на 50.

По словам Екатерины, обжаловать наказание практически невозможно. Взвешивают фуру сотрудники УГАДН, а штраф выписывают инспектора ГИБДД. Начинаешь жаловаться одним - и тебя тут же отфутболивают в другую структуру. И так без конца.

Следователи считают Максима Моргуна одним из главарей транспортной мафии. Он гарантировал автобусным компаниям, что их не будут слишком часто проверять. Фото: Андрей Любимов/Агенство «Москва»

Следователи считают Максима Моргуна одним из главарей транспортной мафии. Он гарантировал автобусным компаниям, что их не будут слишком часто проверять. Фото: Андрей Любимов/Агенство «Москва»

ПРИПИСАННЫЕ ТОННЫ

С весами грешат и в столичном регионе. Фуре спокойно могут нарисовать лишнее, чтобы содрать с водителя деньги.

- Этим летом мой грузовик вез стальные балки, - рассказал «КП» свою историю предприниматель Сергей. - Я знал, что машина с товаром весила 34 тонны. У продавца на металлобазе точные цифровые весы - с их помощью учитывается груз, а платить надо за каждый килограмм. Вдруг фуру тормозят на пункте весового контроля. После проверки (недалеко от пересечения МКАД и Волгоградского проспекта. - Авт.) водителю заявили, что у него общий вес 35,5 тонны и есть перегруз по одной оси. Вдруг откуда-то взялись лишние 1,5 тонны.

Машину быстро эвакуировали на штрафстоянку. За услуги тягача с Сергея взяли почти 30 тысяч рублей. И еще 150 тысяч штрафа за перегруз. На парковке есть контрольные весы, но пользоваться ими сразу нельзя! Тяжеловоз взвешивают только на выезде, когда фургон облегчат.

- В кузове вместе с балками лежала упаковка деталей весом ровно в 1 тонну и 5 кило, - продолжил рассказ Сергей. - Это заводская продукция в таре. Мы вынули одну эту коробку и загнали грузовик на проверочные весы штрафстоянки. Оказалось, что машина полегчала на 2,5 тонны! Приписка сразу и вскрылась.

Коммерсант подал жалобу, но до сих пор штраф с него не сняли. В ответ Сергей получает какие-то невнятные отписки.

ПЛАТЯТ ДАЖЕ ЛЕГАЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗЧИКИ

Ну и, конечно, Ространснадзор контролирует общественный транспорт в городах (за что и были задержаны Суржик, Моргун, Высоцкий).

- Я лично знаю о нескольких десятках нелегальных маршрутов в Москве, - рассказал «КП» глава Московского транспортного союза Юрий Свешников. - Сколько раз жаловались, а они так никуда и не делись.

- За денежные средства сотрудники УГАДН сообщали представителям организаций о планирующихся проверках и не привлекали указанных лиц к административной ответственности за допущенные нарушения, - заявили «КП» в Следственном комитете.

Я сам жаловался на маршрутку № 633, которая до сих пор ездит от метро «Кузьминки» до «Марьино» через район Люблино. Водитель никакие проездные не принимает, а возит лишь за наличные. Явный нарушитель. Неудивительно, что перевозчика так никто и не прижал. Ведь сами контролеры перед рейдом предупреждали его о готовящейся акции.

Пункты взвешивания грузовиков - настоящая лотерея. Можно легко пройти один и запалиться на другом. Доказать, что весы накручены, практически невозможно. Фото: PhotoXPress.ru

Пункты взвешивания грузовиков - настоящая лотерея. Можно легко пройти один и запалиться на другом. Доказать, что весы накручены, практически невозможно. Фото: PhotoXPress.ru

Транспортные компании хорошо платят Ространснадзору за такую информацию - до 70 - 100 тысяч в месяц. Ведь каждую маршрутку, которая ездит незаконно, можно оштрафовать на 300 тысяч рублей.

- Должностные лица УГАДН получили взятку за общее покровительство коммерческим организациям, осуществляющим перевозки на территории города Москвы и субъектов РФ, - добавили в Следственном комитете.

Выходит, чиновникам платили не только нелегалы, но и вполне законные перевозчики!

- Закошмарить можно кого угодно, - уверен Свешников. - Транспортная компания может лишиться лицензии на работу за нарушение «Правил перевозок пассажиров». В этих правилах больше 200 разных пунктов. Максимальная высота таблички с маршрутом: 140 мм. У двери должна висеть табличка «Вход». Любой проверяющий найдет, к чему прикопаться.

Вот коммерсанты и платили мзду.

В 2015 году московский Ространснадзор баловался тем, что эвакуировал на штрафстоянки маршрутки за отсутствие карты маршрута. Кончилось тем, что Генпрокуратура сделала Суржику (тому самому) представление за превышение полномочий. После этого эвакуировать перестали.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Есть два выхода, как побороть коррупцию. Первое: надо всем инспекторам Ространснадзора вешать на грудь камеру, как уже сделали с некоторыми гаишниками. Пусть запись идет в течение всего дежурства. Тогда брать на лапу станет непросто.

Второе: штрафстоянки должны стать государственными. Сейчас парковки частные, их хозяева наличкой рассчитываются с работниками УГАДН за новых «клиентов». А если деньги будут уходить в бюджет, то и на лапу давать станет некому.