Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Москва26 июня 2016 22:00

Гнездо Фонвизиных

Рождественский бульвар - один из самых молодых в Бульварном кольце [карта]
Рождественский бульвар, 13. Станция метро «Трубная»

Рождественский бульвар, 13. Станция метро «Трубная»

Фото: Леонид РЕПИН

А скорее - и самый молодой: появился он по московским масштабам времени совсем недавно, в 1820 году, когда снесли зажившуюся крепостную стену Белого города. Еще в 1775 году Екатерина Вторая державным указом повелевала устроить здесь обширный бульвар, дабы жители могли спокойно хаживать.

В 1820 году так-таки сделали. И вокруг, точнее, вдоль бульвара, названного так по Рождественскому монастырю, основанному еще в XIV веке, начали появляться добротные каменные дома торговых людей, однако не самых богатых. Люди с солидными деньгами селиться здесь не спешили - место новое, еще неизвестно, какая жизнь сложится: поспешность - дело чреватое… Вот здесь как раз и сложилось, свилось родовое гнездо Фонвизиных.

Некогда на этом домишке, неведомо как исхитрившемся дожить до наших дней, висела мемориальная доска, гласившая о том, что «Здесь родился и жил Денис Иванович Фонвизин», досточтимый наш литератор, автор «Недоросля» и посейчас вызывающий радость от того, что был у нас такой сочинитель. Потом доска как-то неприметно исчезла - наверное, потому что не в этом доме родился Фонвизин, а в другом, на том месте прежде стоявшем. Однако родовое гнездо славного рода и в самом деле именно здесь сложилось. Еще в XVII веке построился на этом взгорке Денис Фон-Висный, из немцев по всей видимости, а в конце того же века жил здесь стольник - вполне уже русский человек, «Офонасий» Денисович Фон-Висин - по-новому. В документах от 1716 года - обретал здесь двор стольника Федора Фон-Висина. Так что этот милый домик, надо полагать, - последний камень прежде обширного и довольно богатого двора Фонвизиных.

Однако история родовой усадьбы Фонвизиных на том не заканчивается. После вселенского пожара 1812 года, когда и сами хозяева, оставляя Москву, дом свой подожгли, чтобы нагрянувший враг не надумал в нем отогреться, на месте будущего бульвара - про екатерининский указ не запамятовали - вместо сгоревших и уцелевших деревянных домов стали появляться дома каменные. В основном-то кирпичные, разумеется, и большой каменный дом, напротив, через бульвар, принадлежавший прежде княгине А. М. Голицыной, перешел к Александру Ивановичу Фонвизину, родному брату писателя Дениса Ивановича. Вон ведь как обустроились: на другую сторону бульвара перекинулись… Впрочем, не ставя перед собою подобной цели - просто сложилось так.

А домик этот - скромный пришелец из такого далекого и такого близкого прошлого в нашу жизнь затесавшийся - стоит себе и помалкивает… Подойдешь поближе, постоишь, в его время пустившись, - и совсем другая жизнь мысленному взору откроется: трудная, славная. Незабываемая, хотя и не нами прожитая.