2015-02-04T06:12:50+03:00
Комсомольская правда

В Саратове в музее Радищева завершается реставрация старинного полотна

Работы над «Коронацией Павла I и Марии Федоровны» закончатся к 10 декабря [фото]

В Радищевском музее подходит к концу сложная реставрационная работа. Там восстанавливают картину Фердинанда Квадаля «Коронация Павла I и Марии Федоровны». Ее размер - 330 на 307, а потому процесс был трудоемкий и долгий, и начался он еще в октябре.

Восстанавливали это полотно Ольга Кленова, ведущий художник-реставратор высшей категории Русского музея и Татьяна Серова, художник-реставратор первой катергории Русского музея.

- Чтобы вернуть полотну первоначальный облик и спасти его от полного разрушения, пришлось укрепить холст, грунт, красочный слой и кракелюр, а также выровнять поверхность слоя краски, - говорит Ольга Кленова. - Причем, сначала все произведение пришлось продублировать на новый холст, потому что с обратной стороны было 32 прорыва, заклеенных пластырем. И из-за этого на разломах, а также по периметру картины слой краски утратился. И в те времена, когда полотно находилось в частном собрании, дефекты затонировали, причем в свободной манере, и в итоге получилось большое отличие, да еще и с заходами на авторскую живопись.

Кстати, когда картину исследовали ультразвуком, то обнаружили широкие новые подрисовки. А начали реставрацию с того, что ликвидировали прорывы, удалили краску и лак. А уже затем, на идеальной поверхности начали восстанавливать живопись. Главная цель — возвратить полотну первоначальный вид. Однако сложность была еще и в том, что в разное время пользовались разной краской, например, киноварью (красная краска на ртутной основе, поскольку она — очень вредная, то ныне она запрещена). Пришлось обходиться без нее. К счастью, есть краски, близкие ей по оттенку. К слову, холст был сшит из трех полотен, и работать приходилось то с лицевой, то с изнаночной стороны. А для устранения трещин, и чтобы краска лучше легла, холст приходилось растягивать.

В итоге на сегодняшний день картина практически полностью преобразилась: красный ковер засиял, а платье императрицы стало жемчужным.

- Это моя профессиональная удача! - признается Ольга Кленова. - Чтобы достичь успеха в работе над восстановлением полотна, нужно еще и полюбить его и непременно пожалеть! Ведь оно столько вынесло на своем веку!

Полностью закончить реставрационные работы планируется до 10 декабря этого года. После этого картина сразу же займет свое место в одном из залов Радищевского музея, и саратовцы смогут на нее полюбоваться.

В ТЕМУ

В собрание саратовского музея Радищева картина Фердинанда Квадаля «Коронация Павла I и Марии Федоровны» поступила из усадьбы Надеждино Сердобского уезда Саратовской губернии (ныне Пензенской области). Это полотно презентовал князь Федор Алексеевич Куракин. В большом собрании Надеждинского дворца оно появилось после 1809 года. Куракин купил картину у куратора по имению купца Ивана Граби за шесть тысяч рублей, назначенных за него академией. И уже много лет спустят пожертвовал ее в Радищевский музей. Тогда картину оценили в солидную по тем временам сумму - 15 тысяч рублей. Причем князь Куракин сопроводил свой подарок 100 рублями, которые предназначались для реставрации. Князь был деятельным членом Саратовской Ученой Архивной комиссии и оказывал ей материальную поддержку. В экспозицию музея Радищева картину выставили в 20-е годы XX века, а позже она попала в запасники. Лишь в 1995 году полотно участвовало в выставке, посвященной усадьбам саратовской губернии «Отблеск славного былого...». В марте 2000 года картину передали на реставрацию в Русский музей. А, поскольку полотно рассказывает о важном историческом эпизоде Российского государства, в 2004 году полотно выставлялось в Санкт-Петербурге.

СПРАВКА «КП»

Мартин Фердинанд Квадаль - один из самых востребованных художников Европы конца XVIII – начала XIX веков. Он родился в Моравии, учился в Венской и Парижской Академиях изящных искусств. Художник писал императорские портреты и огромные коронационные композиции. Его «Коронация Павла I и Марии Федоровны» - единственное произведение такое рода, находящееся в России и именно в музее Радищева.

Поделиться: Напечатать
Подпишитесь на новости:
 
Читайте также